|
| | |
всего сделано правок - 85, последняя: 2023.03.29
| | | За пригоршню долларов
Названия | | Per un pugno di dollari / A Fistful of Dollars / Für eine Handvoll Dollar / Il magnifico straniero / Nur einer bleibt zurück |
Первый показ | | 1964.09.12 (Италия) |
Проголосовало | | 82 чел. | | |
|
|
Уже при въезде в приграничный мексиканский городок Сан-Мигель Джо (Клинт Иствуд), путешествующий в поисках того, кому можно продать свои навыки стрелка-виртуоза, обнаруживает массу странностей. Владелец местного салуна Сильванито (Хосе Кальво) поясняет незнакомцу, что населённый пункт является объектом нескончаемого и жестокого противоборства двух банд: Бакстеров и Рохо. В голове Джо зарождается дерзкая идея, как восстановить справедливость, не упустив собственной выгоды. | © Евгений Нефёдов, World Art |
© Евгений Нефёдов, 2012.04.04 | Авторская оценка: 7/10 |
Вопреки распространённому мнению, Серджио Леоне вовсе не был первым итальянским (тем более – европейским) кинематографистом, задавшимся целью попробовать силы в столь специфическом, исключительно заокеанском, как считалось, жанре. Его предшественники ещё в эпоху «великого немого» обращались к колоритным реалиям Дикого Запада, а на рубеже 1950-60-х увидели свет десятки (!) картин, обладающих всеми теми признаками, по которым позже стали определять «спагетти-вестерны»1. Другое дело, что подавляющее большинство из них ныне интересно разве что историкам киноискусства и самым стойким поклонникам сложившегося субжанра. Да и в момент появления триумф «За пригоршню долларов» поверг многих в такое изумление, будто Серджио, как минимум, открыл новую Америку. Причём не только в Италии, где лента по-прежнему входит в число коммерческих лидеров2, Испании (3,28 млн. зрителей) и ФРГ (0,6 млн. зрителей). В США премьера состоялась в январе 1967-го, и за сезон кассовые сборы составили $3,5 млн. (а постепенно – увеличились до $11 млн.), что для скромного бюджета в размере $200 тыс. следует признать отличным результатом. Клинт Иствуд к тому времени покинет телевидение (точнее, телесериал «Сыромятная плеть» /1959-65/) и получит статус мировой «звезды» – на зависть коллегам (от Чарльза Бронсона до Стива Ривза), в своё время не принявшим предложение…
И всё-таки нельзя не отметить одной особенности именно первой части «долларовой трилогии», которой по преимуществу избежали условные продолжения и, тем более, «Однажды на Диком Западе» /1968/. Так уж сложилось, что именно «За пригоршню долларов» оказался растиражирован на десятки, если не сотни, схожих произведений. Леоне, вдохновлявшийся «Телохранителем» /1961/ и… выслушавший соответствующие укоры от великого Акиры Куросавы, который отсудил 15% от выручки и получил эксклюзивные права на дистрибуцию в Японии, на Тайване и в Южной Корее, мог бы адресовать аналогичные претензии сонму подражателей! Отныне редкий вестерн, в том числе голливудский, обходился без выразительных ракурсов («с точки зрения револьвера»), без жёсткого монтажного решения сцен перестрелок, без выразительных музыкальных лейтмотивов3, без раскалённой атмосферы, в которой повисали напряжённые паузы, пока воздух не начинал сотрясаться от шума выстрелов. Главное же, последователи быстро усвоили самое ценное новаторство авторов, подвергнувших радикальной ревизии мораль вестерна, на тот момент – порядком исчерпавшуюся. Даже спустя шесть лет, готовя трансляцию по ABC, руководство телеканала пребывало в сомнении и… поручило Монте Хеллману отснять поясняющий пролог с таинственным представителем закона, направляющим Джо для наведения порядка в Сан-Мигеле. Иствуд-то без обиняков окрестил своего персонажа, за которым само собой закрепилось прозвище Человек без имени, «антигероем», подразумевая коварность применяемых методов, напускной цинизм и декларируемую любовь к деньгам, отсутствие сомнений перед тем, как отправить на тот свет очередного бандита, выборочность в соблюдении законов. Но ведь ближе к финалу благородство его намерений становится очевидным! Начиная с этого фильма, режиссёр последовательно отстаивал и углублял мысль о том, что добро должно быть с кулаками (и «кольтами» в руках!) и что, восстанавливая попранную справедливость, не имеет права бояться испачкаться в крови. Причём суровая истина предпочтительнее (и по-своему – красивее) прекраснодушных и наивных сказок о том, как был покорён Дикий Запад. От помощи Джо несчастной Марисоль с мужем и сыном – не так уж далеко до участия вольных стрелков в настоящей революции, которая, как проницательно заметил Мао Цзэдун, является актом насилия.
__________ 1 – Иногда вместо этого ироничного эпитета, предложенного журналистом Альфонсо Санчей, используются термины вестерн по-итальянски и, в расширенном смысле, – континентальный вестерн. 2 – Аудитория составила 14,147 миллионов человек, а кассовые сборы оцениваются (в пересчёте на курс 1995-го года) в 45,199 млрд. лир. 3 – Хотя единственным, кто превзошёл Эннио Морриконе, стал… сам Эннио Морриконе.
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
Хочу придраться к рецензии: Леоне не вдохновлялся "Телохранителем" Куросавы, он попросту скопировал его сюжет с минимальными изменениями и пересадил его на дикий запад. Если сравнивать эти два фильма, то японский вариант мне нравится больше. И не только потому, что он является оригиналом, по нескольким причинам. Взять хотя бы игру исполнителей главной роли. По сравнению с Тосиро Мифунэ Клинт Иствуд - просто бревно с глазами. Я, разумеется, имею ввиду не внешние данные, а актерское мастерство. Я не люблю ни вестерны, ни самурайские боевики. Но в фильме Куросавы как-то побольше драматизма. Вообще, Куросава - мастер по части драм, рекомендую. А у Леоне - в основном любование кадром. Ему надо было художником стать или фотографом, а не режиссером, имхо.
Резюме: Фильм представляет интерес только для поклонников вестернов.
|
| | |