|
| | |
всего сделано правок - 46, последняя: 2023.11.04
| | | Высокий блондин в черном ботинке
Названия | | Le grand blond avec une chaussure noire / Follow That Guy with the One Black Shoe / The Tall Blond Man with One Black Shoe |
Первый показ | | 1972.12.06 (Франция) |
Проголосовало | | 61 чел. | | |
|
|
Луи Мари Альфонс Тулуз (Жан Рошфор), полковник французской разведки, выводит на чистую воду собственного заместителя Бернара Милана (Бернар Блие), устроившего провокацию с расчётом подмочить репутацию патрона. Тулуз придумывает хитроумную «ловушку для кретинов», заставив амбициозного подопечного поверить в то, что некто Франсуа Перрен (Пьер Ришар), скрипач, является его глубоко законспирированным агентом. | © Евгений Нефёдов, World Art |
© Евгений Нефёдов, 2009.11.08 | Авторская оценка: 8/10 |
Уже по тому, что лента не просто попала в конкурс одного из престижных мировыхкиносмотров, Международного кинофестиваля в Западном Берлине, но и получила премию «Серебряный медведь», можно было заключить, что здесь – не рядовой случай. Сугубо развлекательные, жанровые произведения удостаиваются подобной чести крайне редко1! Со временем стало тем более очевидно, что «Высокому блондину в чёрном ботинке», пользовавшемуся, разумеется, повышенным зрительским спросом2, суждено получить статус подлинно «культового» фильма, сыгравшего исключительную роль в карьере Пьера Ришара. Сколько бы образов он не воплощал впоследствии, за этим замечательным, стопроцентно французским комиком, похоже, навсегда закрепилось соответствующее прозвище…
Пресловутый чёрный ботинок, который вынужденно, из-за глупой шутки друзей, напялил Франуса Перрен во время возвращения в Париж, является, несомненно, колким выпадом в адрес неотразимого Джеймса Бонда, всегда одетого с иголочки – облачённого в безупречный английский костюм и дорогую отлакированную обувь. Насколько агент 007 в исполнении Шона Коннери или Роджера Мура легко и изящно, с неизменной иронической ухмылкой справлялся со сложнейшими миссиями, настолько нелепой кажется сама мысль о причастности нескладного скрипача, настоящего «человека рассеянного», вечно попадающего впросак и оказывающегося в смешных ситуациях, к опасным операциям разведки и контрразведки. Особенно если дело носит щекотливый характер и связано с закулисными интригами в рядах самих спецслужб – на почве карьерного роста и неукрощённых амбиций. Ришар, естественно, выше всяких похвал, извлекая комический эффект из каждой мелочи, случайно оказавшейся в руках (вроде липкой обёртки от жевательной резинки) или рядом, банально путающейся под ногами. Эпизод на концерте – вообще выше всяких похвал, обретая символически-обличительную направленность.
Всё верно. Сценарист (и будущий режиссёр) Франсис Вебер не случайно дал ключевым персонам фамилии, звучащие, как названия известных городов, Тулуз и Милан, опасаясь в противном случае ненароком оскорбить подлинных, а не вымышленных шпионов. Один изысканный пролог, прозрачно намекающий (под музыкальный мотивчик, сочинённый Владимиром Косма) на характер шпионских игр, когда человеческие судьбы раскладываются, точно карты в пасьянсе, чего стоит! Наблюдения Вебера и Ива Робера3 не просто язвительны: в отличие от большинства аналогичных комедий, картина ещё и отличается достоверностью. Особенно точно чувствует режиссёрскую сверхзадачу Жан Рошфор, чей Тулуз с невозмутимым видом организует хитроумную«ловушку для кретинов».
__________ 1 – Другим ярким примером может служить «Фанфан-тюльпан» /1951/ Кристиана-Жака. 2 – На Родине авторов сеансы посетило 3,471 миллионов человек, и с ещё большим восторгом картину встретили радостные советские зрители. 3 – Один из лучших французских комедиографов, между прочим, уморительно исполнил эпизодическую роль дирижёра, не могущего совладать с непослушным оркестром.
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
Сегодня на фоне истерии спецслужб и политиков этот фильм смотрится, как сатира.
|
| | |