|
| | |
всего сделано правок - 61, последняя: 2023.01.03
| | | 8½
Названия | | 8½ / Eight and a Half / Federico Fellini's 8½ / Huit et demi |
Названия (рус.) | | Восемь с половиной |
Первый показ | | 1963.02.14 (Италия) |
Проголосовало | | 44 чел. | | |
|
|
Кинорежиссёр Гвидо Ансельми (Марчелло Мастроянни), добившийся признания, но успевший подмочить свою репутацию как талантливого и любимого зрителями творца, проходит профилактический курс лечения на фешенебельном оздоровительном курорте, а одновременно — ведёт подготовку к съёмкам нового фильма. Грандиозной по замыслу и воплощению антиутопии о спасении человечества после ядерной катастрофы. Гвидо общается со сценаристом Конноккиа (Марио Коноккиа), продюсером Паче (Гвидо Альберти) и кинозвездой Клаудией (Клаудия Кардинале), руководит кинопробами, в тайне встречается с любовницей Карлой (Сандра Мило), выясняет отношения с супругой Луизой (Анук Эме), видится с самыми разными людьми, включая женщину-медиума и кардинала Римской католической церкви… Но вот появится ли на свет в итоге нетленное произведение киноискусства? | © Евгений Нефёдов, World Art |
© Евгений Нефёдов, 2008.07.16 | Авторская оценка: 10/10 |
Уже и не помню, сколько раз смотрел фильм. Точнее, лишь начинал просмотр, почти сразу погружаясь с головой в магию феллиниевского мира и в скором времени – напрочь утрачивая нить повествования. Это, стыдно признаться, повторялось раз за разом, с одной стороны обязательно одаривая редкостным эстетическим наслаждением, даже упоением, но с другой – оборачиваясь особого рода эстетической же пыткой. Потребовалось кропотливое и вдумчивое исследование того, каким образом подобное удалось маэстро, в своей «восьмой с половиной» по счёту постановке довёдшему до немыслимого совершенства персональный стиль, вмещающий особенное отношение к окружающей действительности. Наверное, наивно надеяться на исчерпывающее постижение замысла – однако многое всё же стало понятно. Так, удивителен эффект мгновенного, точно на «полароидном» снимке, шаржирования отдельных особей1 и целых скопищ индивидов – с почти непременным высвечиванием абсурдности их мышления и поведения. По-прежнему новаторским кажется введение музыки, когда, например, достаточно негромкой мелодии, чтобы передать грандиозность и «фантастичность» антуража недостроенной декорации космического корабля. Именно Феллини следовало бы приписать и авторство приёма «перекрёстных диалогов», позднее превосходно освоенного американцем Робертом Олтманом и Кирой Муратовой из СССР, который позволяет не просто добиться естественности звучания речи, но и вместить в краткий обмен репликами смысл – по меньшей мере – философского эссе. Схожим образом авторы обращаются с персонажами, особенно женского рода, составляющими причудливый калейдоскоп образов, отпечатывающихся в сознании Гвидо, а позднее если и не материализующихся на киноплёнке, то оказывающихся плодом фантазии художника – непременно. Между прочим, соотношение подлинного и воображаемого миров, настоящего и прошлого, будь то в разрезе общения с женщинами или преодоления комплексов, оставленных католическим воспитанием, не случайно проходит лейтмотивом сквозь всё повествование.
Ведь «8 1/2» недаром считается чуть ли не самым авторским – и не только автобиографическим – произведением за всю историю кинематографа. Феллини, почти нескрываемо привив Гвидо собственные черты2, доказал, что личность художника может вмещать в себя целую Вселенную и уже по этой причине – быть интересной каждому. А также – что созидательный процесс как таковой, сопровождаемый муками адскими, остаётся бесценным, даже если не получает своим итогом конкретное произведение. Ибо неделание подчас включает в себя больше истинного творчества3, нежели готовый опус – порождение извечной суеты сует. Наконец, что трагедия, полнее всего переданная в игре француженки Анук Эме, просто обязана быть смешной, а фарс – передавать весь драматизм ситуации. «Помните: мы снимаем комедию» – памятку с такой надписью Федерико даже поместил под объектив кинокамеры!
__________ 1 – Подобно представительному кинопродюсеру или кардиналу, назначившему Ансельми аудиенцию в момент принятия грязевых ванн и на каждую его исповедальную реплику сыплющему цитатами из Библии на латыни. 2 – Даже в интервью, данном во время участия в Московском МКФ, когда присуждение картине Гран-при несколько омрачил идеологический скандал, Федерико искренне уверял, что старался полностью уподобить съёмочный процесс сеансу психоанализа. 3 – Отрадно, что глубокомысленные слова о сохранении истинного «Я» автор вложил в уста Гранини – кинокритика-интеллектуала.
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
"8 1/2" - мой самый любимый фильм у Феллини. Только вот описать или что-то вразумительное сказать о нем невозможно. Для меня - это как самые свои сокровенные мысли, порой даже не до конца осознанные, выкрикивать всему миру. Смотрите Феллини, господа, и всё у вас будет хорошо.
|
Ещё, будучи подростком, увлекаясь японской анимацией, мне врезался фрагмент, когда за нерешительность в выборе женщины главный герой получает решительный удар по лицу от сверстника по школе. Герою едва ли было 18 лет. Но все мы – взрослые мужчины, - как известно, дети. И вот нам уже за 35, и мы мечтаем о собственном гареме с подогретой ванной и танцами живота. Прямо таинства востока. Однако даже в гаремах султан относился к своим наложницам с высочайшим уважением. "А кто сказал, что в мир входят, чтобы быть счастливым?" И вот он - наш герой. Добившийся в жизни славы, признания, безбедной жизни и, конечно же, женщин. "Давайте же проникнем к нему в голову" - говорит нам режиссер и погружает нас в голову Гвидо – в его личный мир. И знаете, этот подход изрядно разбавляет ясный и уходящий корнями в века всем известный сюжет. Эти моменты, отображающие мечты и воспоминания героя - главная жемчужина фильма, раскрывающая подноготную и лицемерие зрителю. Противопоставления внутреннего и внешнего мира уводят порой то в гомерический хохот, то в раздумье над вопросом "все мы из детства". И вот уже хочется воскликнуть: "Ну, нельзя так с людьми, ну... ну, скажи ты хоть что-нибудь, ну им же всем по твоей вине плохо, как ты не понимаешь". Всё окружение и вся реальность как пазл собирается вокруг тебя, но всё это ничего не значит без твоего желания вставить решающие элементы картины. Собранного слишком много, и скоро это всё выплеснется наружу, как же иначе?
"В мире уже и так полно лишнего, и добавлять смятение к смятению..." Идем на край пропасти, кажется, у Гвидо другого выхода и нету. Особенности режиссерской постановки
Как много людей знаете вы искренне любящих свою профессию, умеющих ею наслаждаться? Редко встречаешь таких людей, но в эти редкие моменты радость заполняет ь тебя. А он же просто упивается каждым кадром. Выгранивает каждый взгляд героини, каждого персонажа. Многое - это мелочи. Но ни одной лишней, каждая продумана и уложена точно в нужное место. На всех этих мелочах и держится фильм, на этом и должна строиться вера в происходящее. Добавить матроса в этот дубль! И это при том, что только красотой главных героинь можно любоваться и пьянеть полфильма, забывая о других немелочах и мелочах.
|
| | |