|
| | |
всего сделано правок - 172, последняя: 2023.01.15
| | | Храброе сердце
Первый показ | | 1995.05.18 (США) |
Проголосовало | | 796 чел. | | |
|
|
Если воин теряет семью и на глазах у него убивают его возлюбленную, ему остается только одно – месть. Если же он один начинает войну с целым государством, он становится легендой… Режиссерский дебют Мэла Гибсона, фильм повествует о восстании шотландцев под предводительством Уильяма Уолласа, о борьбе за независимость Шотландии, находящейся в 1280 году под гнетом английской короны. Блистательный дуэт Мэла Гибсона (Уильям Уоллас) и Софии Марсо (принцесса Изабель), впечатляющие батальные сцены и неповторимые пейзажи Шотландии позволяют вам полностью погрузиться в атмосферу средневековой Британии. | текст от «Новый диск» |
© Евгений Нефёдов, 2006.09.13 | Авторская оценка: 7/10 |
В отличие от Кевина Костнера, уверявшего, что отважился на постановку «Танцев с волками» /1990/ вынужденно, после категорического отказа нескольких искушённых режиссёров, тридцатидевятилетний Мел Гибсон хотел всенепременно лично поведать историю Уильяма Уоллеса. Правда, «Храброе сердце», являющееся уже постановочным боевиком, а не эпическим вестерном, не пользовалось таким же колоссальным успехом, но тем не менее с лихвой окупило немалые затраты (бюджет составил $53 млн.), собрав $75,6 млн. в США и Канаде, $204 млн. в мировом прокате. А главное, довольно неожиданно снискало триумф на церемонии вручения премий «Оскар», победив в номинациях «лучший фильм», «режиссура», «оператор» (Джону Толлу пригодился опыт работы на «Легендах осени» /1994/, также увенчанных золотой статуэткой), «звук», «звуковые эффекты» и «грим». К сожалению, оказался обделён вниманием отличный сценарий Рэндолла Уоллеса, который в истории национального героя Шотландии XIII века, возглавлявшего затяжную войну за независимость от Англии, сумел обобщить традиции сказаний о борцах за свободу, слагавшихся в разные времена у многих народов и весьма часто вдохновлявших кинематографистов. Уоллес уверял в интервью, что прежде ничего не слышал о том, древнем Уоллесе, но думает, что является его потомком, чувствуя кровь героя в своих венах: «Я не могу это доказать, но никто не сможет это и опровергнуть».
Не удивительно, что представления о великом, благородном и храбром сердце Уильяма, сложившиеся в бесчисленных песнях и балладах, не подвергаются развенчанию: авторы лишь поверяют полулегендарные события подлинной реальностью зрелого Средневековья, не знавшей пощады к людям, слабым духом. С большим интересом следишь за процессом становления Уоллеса как личности, и личности выдающейся, но прежде всего – неожиданно поражает глубина анализа социально-исторических причин всё-таки неизбежного поражения Шотландии в противостоянии Англии, чьи имперские амбиции множились синхронно с ростом могущества: военного и экономического. И особенно сильное впечатление производит поставленный с размахом, отмеченный эпическим дыханием эпизод знаменитой битвы при Стёрлинге в сентябре 1297-го, когда возглавляемая Уоллесом армия разгромила войска короля Эдуарда I. Натурализм, лишь усиленный оригинальным цветовым решением (доминирующий в кадре ярко-синий цвет краски на лицах шотландцев постепенно смешивается с грязно-тёмным, щедро разбавленным кровью месивом), вызывает в памяти не столько голливудские «пеплумы», сколько бесподобный «Ран» /1985/ Акиры Куросавы. Правда, финал с казнью предательски взятого в плен вождя, чьим последним истошным воплем стал клич «Свобода!!!», воспринимается чересчур прямолинейным. Исход близкого по мысли (антианглийского, но в широком смысле – направленного против колониальной политики) «Патриота» /2000/, также с Гибсоном, будет предпочтительнее, хотя в целом работа Роланда Эммериха окажется послабее.
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
Отличный фильм. Не особо исторически достоверный конешно. Особенно в плане вооружения и доспехов. А так же ведения боя (Пехота никогда не бежала в бой без щитов, да и пехота в средние века представляла собой лучников, а тут лучники отдельно, мечники отдельно. Да и кильтов тогда походу еще не существовало). А так атмосферу средневековья, и средневековой Шотландии передали прекрасно. Костюмы более менее порадовали.(обтягивающие женские платья отсутствуют, и современные прически тоже). Не смотря на все минусы фильму поставлю твердую 4. Так как это намного лучше чем фильмы на подобии "Воин зимы", "Рыцарь заката" и тд. Но похуже чем "Жанна Д'Арк"
|
Думается, Гибсон не ставил задачу придерживаться исторической достоверности в "Braveheart". Собственно, сам исторический прототип, история, страна, были не так важны, как те идеи, которые режиссер выражал с их помощью. А идеи серьезные и глубокие. И то, что их удалось "завернуть" в такую увлекательную, динамичную и эмоциональную обертку, характеризует Мела Гибсона как режиссера несомненно одаренного.
Картинка. Прекрасная - постановка боев одна из лучших (не без ляпов, но как без них?), а визуальное "выделение" порока и достоинства с этого фильма стала одной из фишек Гибсона. Атмосфера передана превосходно - без холодности, с подчеркиванием музыкой и "одухотворенными" лицами персонажей. Проколы с одеждой, доспехами, отсутствием моста и "приукрашиванием" исторических фактов, в данном случае, несущественны - это кино, все-же, не столько историческое, сколько эпическое и, даже, идеологическое.
Историческая достоверность, конечно, не выдерживает критики, но, как уже отмечалось, она не была главной задачей фильма и была принесена "в жертву" идее, мелодраматизму и, видимо, бюджету.
Сюжет. Захватывающий и держащий до конца фильма в напряжении. Причем, не надоедающий даже после n-ного просмотра. Умеет это Гибсон - заставить сопереживать главному герою, закрутить так его судьбу, что каждую минуту экранного времени зритель получает удовольствие от просмотра, а не хочет перемотать "дальше". Есть тут и героизм и предательство и "лав-стори" и идеи и самопожертвование и неожиданные сюжетные ходы и драматическая, но оптимистическая развязка. В общем, сюжет просто превосходный!
Идея. Тут ясно, идея свободы народа, человека, причем, свободы не "внешней", показной, а настоящей, завоеванной кровью свободы, которая дается ценой победы над собственной трусостью, комфортом, богатством, искушениями... Тут мы видим Гибсона-проповедника. Он показывает христианскую свободу, когда человек не подчинен и не обязан никому, кроме Бога и морального долга. И отнять такую свободу невозможно, даже отняв жизнь. На фоне искреннего стремления к подлинной свободе "простолюдинов" показано моральное рабство "знати", которая продается за очередные подачки, в виде титулов и поместий, погрязла в политических интригах и озабочена только тем, как урвать кусочек получше из тех "подачек", которые ей бросает английская корона. Собственно, оборванная и нищая "чернь" показана в фильме более свободолюбивой и свободной, чем "питающаяся объедками со стола Эдварда" холеная знать, продавшая свои свободу и достоинства за замки и золото. "Элита", которая регулярно предает свой народ, а нужна ли она? Такой вопрос ставили, увы, не только шотландцы, но многочисленные колонизированные народы как в Европе, так и во всем мире (близкий пример, - Шевченковская характеристика Малороссийской "элиты": "Ваші славні Брути: Раби, подножки, грязь Москви, Варшавське сміття - ваші пани Ясновельможнії гетьмани, Чого ж ви чванитеся, ви! Сини сердешної Украйни! Що добре ходите в ярмі..."). Собственно, элита, не выполняющая своей социальной функции быть "лучшей" и не элита вовсе, поэтому в фильме демонстрирует как-бы рождение в народе настоящей национальной элиты, призванной заменить испорченную и выполнить свое предназначение - таков социально-политический "посыл" фильма.
Ну и нельзя не отметить отсутствие в фильме политкорректности (отсутствие в кадре негров и "лестная" характеристика "содомитов"), за что отдельный респект режиссеру и +1 к оценке :)
|
Хороший и трогающий фильм про борьбу с на голову превосходящими по силе захватчиками. Первый раз смотрел на одном дыхании. Конечно, длительность фильма - минус, повторные просмотры уже так легко не давались.
8 баллов.
|
как только пендосы снимают фильм по реальным историческим событиям, то получается очередная бредятина.
|
Картина мне безусловно понравилась, фильм в общем и целом сделан реалистично и грамотно, боевые сцены реально приземлённые, в них веришь, что вот именно так всё и происходило в те времена. Персонажи невероятно живые, им реально веришь, за это отдельная благодарность актёрам, они смогли передать всё, любовь, злость, отчаяние. Я рад, что уже который раз смотрю этот фильм, и он который раз берёт за душу. Спасибо авторам за это.
|
| | |