World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рецензии и биографии | Рейтинг кино и сериалов | База данных по кино | Теги   
тип аккаунта: гостевой  

 Основное
-авторы (53)
-связки


 Промо
-постеры (1)
-кадры
-трейлеры


 На сайтах
-imdb


 Для читателей
-написать отзыв
-нашли ошибку?
-добавить информацию
-добавить фильм



буду смотретьсмотрюпросмотреноброшенов коллекциивсе спискичитать отзывы (1)редактировать<-->

страница создана Contributor от 2003.12.01
всего сделано правок - 13, последняя: 2019.09.24

Середина неба (1987, постер фильма)
трейлеры 0 | постеры 1 | кадры 0
Середина неба


НазванияLa mitad del cielo
ПроизводствоИспания
Форматполнометражный фильм
Хронометраж127 мин.
Жанрдрама
Первый показ1987.04.08 (Франция)
РежиссёрМануэль Гутьеррес Арагон
Сценарий, идея Луис Мехино, Мануэль Гутьеррес Арагон
КомпозиторМильядойро
В ролях Анхела Молина, Маргарито Лосано, Фернандо Фернан Гомес, Антонио Валеро, Начо Мартинес, Сантьяго Рэмос и другие


Средний баллнужно больше оценок
Проголосовало
1 чел.
Место в рейтингефильм ещё не попал в рейтинг
Проголосуйте 





Рецензия
© Татьяна Ветрова, Сборник «Киноглобус — двадцать фильмов 1987 года»

Когда смотришь любой фильм, поставленный Мануэлем Гутьерресом Арагоном, ни минуты не сомневаешься, что фильм этот испанский. Такое ощущение вызывают и неповторимый пейзаж, пронизанный светом любви, и колоритные персонажи, чьи судьбы неотторжимы от общей судьбы родины. Испанский режиссер Мануэль Гутьеррес Арагон пришел в кинематограф в начале 70-х годов вместе с талантливой плеядой молодых кинематографистов — Пилар Миро, Хайме Чаварри, Виктора Эрисе и других, искавших пути обновления национального искусства. «Середина неба» — девятая картина режиссера, почти все его работы были удостоены призов международных кинофестивалей или почетного титула «лучшего отечественного фильма» года.

Творческий почерк Гутьерреса Арагона отличает метафоричность, склонность к аллегории, скрытой либо в зрительных образах, либо в самом сюжете, В показанной на антифашистской ретроспективе XIV Московского международного фестиваля второй художественной ленте режиссера «Черная стая» (1977), безжалостно-откровенной политической притче, заключено предостережение о живучести правых сил, сторонников франкизма, их опасной власти над душами юного поколения. Иной авторский стиль представлен фильмом «Демоны в саду» (1983), знакомом советским зрителям. Изображение крайних форм насилия уступает здесь место грустной поэтичности и иронии в рассказе об одной провинциальной семье, вбирающем в себя историю детства всего поколения сегодняшних сорокалетних, совпавшего с глухим послевоенным временем, периодом упрочения франкистского режима.

Новый фильм Гутьерреса Арагона «Середина неба», снискавший большой успех у испанской публики и получивший главный приз — Золотую раковину — на фестивале в Сан-Себастьяне,— едва ли не самое органичное произведение режиссера, наиболее полно раскрывающее своеобразие его искусства. В киноповествовании Гутьерреса Арагона неизменно присутствует нечто призрачное, магическое, витающее поверх жесткой конкретики фактов из гущи действительности и тщательно воссозданной атмосферы быта. По своей поэтике «Середина неба» близка «Демонам в саду», по времени же охвата событий она словно служит продолжением биографии поколения, обращаясь к 60-м годам, знаменательному этапу экономического бума. Казалось бы, такаяая тема требует жанра социального киноромана, но постановщик предпочел воплотить свой замысел в жанре жизнеописания, избрав героиней обычную испанскую женщину. Сыграла ее Анхела Молина, впервые снявшаяся у Гутьерреса Арагона более десяти лет тому назад в «Черной стае» и успевшая за это время стать ведущей актрисой испанского кино и завоевать популярность за рубежом своими работами у Луиса Бунюэля в «Смутном объекте желания»и у таких известных итальянскихрежиссеров,какЭ.Петри,М.Белоккио,Л. Вертмюллер.

Женские образы вообще занимают главное место в творчестве М. Гутьерреса Арагона. Это и традиционный архетип испанской матери, главы семейного клана, трактуемый в современном национальном искусстве как символ авторитарной государственной власти, это и аллегория угнетенной и страждущей родины, воплощенная в персонажах «Черной стаи» и «Демонов в саду», созданных Анхелой Молиной.

Героиню фильма «Середина неба» зовут Розой, именем, ассоциируемым с символикой девы Марии и богатым своими значениями: красота, совершенство, любовь, страсть, милосердие и всепрощение, победа. Но, как это обычно свойственно Гутьерресу Арагону, его символы ускользают от однозначной расшифровки, они лишь призваны рождать смутные ассоциации, скорее на уровне чувств, чем понятий. А поэтическое название картины, по признанию самого режиссера, навеяно одним из изречений восточной мудрости о месте, занимаемом женщиной на небесах.

Жизнеописание Розы начинается, когда ей всего семнадцать лет (в первых эпизодах ее играет сестра Анхелы Моника Молина), а заканчивается, когда она достигает тридцатилетнего возраста, расцвета красоты зрелой женщины. Поразительно хороша Анхела Молина в этой роли, будто специально для нее сотворенной! Актриса получила главный приз за свою игру в «Середине неба» на фестивале в Сан-Себастьяне и признана лучшей исполнительницей журналом «Фотограмас».

Девушкаиз маленького поселка в горах Испании и хозяйка столичного ресторана — между этими временными полюсами простирается история становления человеческой личности, история карьеры. Режиссер в одном из интервью говорил: «Иногда я себя спрашиваю, а не является ли мой фильм историей честолюбия. Когда Роза попадает в Мадрид, она ничего не знает, ничего не имеет. Естественно, создается хорошая почва для пробуждения честолюбивых устремлений. А история человека тщеславного, честолюбивого неизбежно драматична и ужасна, поскольку он никогда не довольствуется тем, что обретает». Но побуждения героини не укладываются целиком и полностью в подобную схему. В картине показано два витка биографии Розы, соответственно две сценические площадки, где разыгрывается действие.

Пиренеи. Чудесный, умытый дождем зеленый пейзаж северной провинции Галисии. Говорят, что галисийцы наделены мечтательностью и даром воображения, в этом краю бытует множество фантастических и романтических легенд. Отсюда, кстати, родом и автор фильма. Здесь, в окрестностях города Сантандера, и живет в бедном домишке красивая и работящая девушка, любимица отца, оставшегося вдовцом с тремя дочерьми. Самый близкий Розе человек — бабушка Олвидо. С ее образом связано в фильме все «сказочное», иррациональное. Она предскажет внучке жениха-точильщика, и тот вскоре появится; она же отмерит ему недолгую жизнь, и Антонио не выйдет из тюрьмы, куда его посадят за воровство.

Важные вехи в жизни Розы не изображаются подробно, они лишь намечаются выразительными штрихами-знаками. Так, сразу после свидания в кино юных влюбленных, где они смотрят хронику брачной церемонии королевской семьи, камера выхватывает на стене комнатушки свадебное фото Розы и Антонио, для которых началось будничное существование. Никто не произносит ни слова о смерти Антонио — беременная жена получает от дежурного тюремщика его вещи, ботинки без шнурков и те баночки с вареньем, что накануне передавала для него старая Олвидо. Дважды крупным планом показаны эти баночки, повтором связывая воедино предсказание бабушки о скорой смерти Антонио и неожиданную кончину заключенного.

Рождением дочурки, названной в честь прабабушки Олвидо (что значит «забвение»), завершается первая часть рассказа о Розе — юность, проведенная в деревне, ее незадавшееся супружество. Волею случая героиня попадает в Мадрид кормилицей в семью богатого вдовца дона Педро. В столице проходят целые десять лет ее жизни, постепенно Роза поднимается по социальной лестнице, не заплатив при этом традиционную цену, от века установленную для женщины,— отдать себя мужчине в жены или любовницы. Поклонников Роза превращает в друзей — преданного дона Педро, относящегося к ней с тихим обожанием и купившего ей место на огромном городском рынке, где она мечтала завести свою торговлю. Актер высокого профессионализма Фернандо Фернан Гомес ведет свою роль тонко и изящно, оживляя ее комическими черточками. Другого верного друга и помощника находит Роза, приступив к работе на рынке и сразу же покорив остроумного и импульсивного Рамиро (актер Франсиско Мерино играет по контрасту с Фернандо Фернан Гомесом, выплескивая эмоции во внешний рисунок роли).

Роза стремится не к богатству как таковому — она смогла бы жить безбедно, согласившись на брак с доном Педро, — а к делу независимости, перспективе стать хозяйкой, анеслужанкой,ихозяйкойсобственной судьбы.Достичьуспехачестнымтрудом, ккоторомуонапривыкласдетскихлет. Сильныепо-мужскируки,гордаяосанка, скромность и достоинство, а одновременно трезвость крестьянской женщины, женщины из народа — такой показывает свою героиню Анхела Молина. Без всяких ностальгических сантиментов режетонабелыепростыниссупружескоголожасвензелями «Р» и «А» на скатерти для будущего ресторана.

Разумеется, любовь не минует Розу, ейнравитсястудентХуан,которого она горячо защищала во время облавы на рынке. Он привлекает ее не только внешним обликом,ноисвоею образованностью:Xyан изучает экономику, и его знания Роза тоже попробует использовать,когдаоткроет ресторан. Но она крайне сдержанна в проявлении чувств, сознавая, что они буду «мешать»ейвдостижениипоставленной цели, в той мужской борьбе за место в жизни в которую она включилась по собственному желанию. Те сцены, какие могли бы стать, что называется, любовными, режиссер окрашивает юмором. Так, Хуан подступает к Розе нежными признаниями, а она,принимая его ласки, шепчет: «Мне надо посоветоваться — и ускользает в комнату к дону Педро...

Розу не страшит одиночество, потому что у нее «нет времени на чувства», ей необходимо заниматься делами, счетами, девочкой. Здоровую реалистическую натуру Розы оттеняютотличные от нее характеры ее бабушкиидочери,унаследовавшейне толькоимяОлвидо,ноитаинственную магическую силу.Хрупкая девочка с лукавым лицом и пронзительно-умными глазами, воспитанная, в сущности, прабабушкой, приехавшей к Розе в Мадрид, существует в своемособом,неведомомдругиммире. Именноей являетсявоснеилинаяву исчезнувшая старшая Олвидо суказанием, что ее надо искать у тополей, на конечной остановке 27-го автобуса. И, действительно, еетело полицейские вытаскивают из грязноговодоема в томсамомместе,которое смутно напоминало Олвидо родную Галисию. Цикличность, повторяемость перипетий судьбы выраженав этих двухобразах: Олвидо-прабабушки и Олвидо-девочки, прекрасно сыгранных известной актрисой испанского и итальянского кино Маргаритой Лосано и несомненно одаренной юной Каролиной Сильвой — возможно,этоеще одно, многообещающее открытие режиссера...

Младшая Олвидо неосознанно повторяет некоторые поступки и слова прабабки. На ее совести отравление ленивых и скандальных сестер Розы (правда, не слишком удачное), само это действие остается за кадром. Зритель видит, как Роза посыпает плинтус ядом, обнаружив в помещении крысу, а уже в следующем эпизоде — сестрицы лежат в постелях тяжело больные. Девочка после смерти прабабушки в финале фильма произносит сакраментальную фразу о Хуане, претенденте на руку ее матери — «бедный Хуан, такой красивый, скоро умрет», буквально повторяя пророчество старой Олвидо о первом муже Розы. И Роза откажется от этой партии, предпочтя одиночество и устроив свадьбу Хуана с прежней его нареченной в своем ресторане, где она будет царить, ослепительно прекрасная в черном кружевном наряде, с чудесной улыбкой на лице и печальными глазами. Своими руками создала она все то, чем владеет, проявив недюжинную силу характера, но не обойдясь и без потерь.

По мысли автора фильма, историю Розы можно прочитать в более широком, обобщенном плане как «историю Испании, ее обогащения с помощью могучих друзей» в 60-е годы. Однако решение такой задачи не превратило картину в холодно-выверенную аллегорию, — перед нами вспыхнула яркая человеческая жизнь во всем своем богатстве и уникальности.



Отзывы зрителей

1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».









xxx169 | СА?: 4 года 6 месяцев | отзывов 999, их сочли полезными 84 раз 2024.02.11

Фильм, который бросает вызов отождествлению женщины с домашней сферой. Мрачная борьба главного героя включает в себя вторжение в мир Франко, где доминировали мужчины 70-х годов - не сразу после гражданской войны в Испании - это было в 30-х годах. Немного сюрреализма, но более мрачного и сдержанного испанского стиля, а не красочного магического реализма.



полезен ли комментарий? если да, то проголосуйте за него.
Этот комментарий считают полезным 0 чел.
ответить (нет ответов)



Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура