В 50-60-х в европейское кино пришла мода дробить фильм на новеллы. Неважно - один ли автор снимал их все, или разные. Главное, чтобы внутри ленты имелось несколько сюжетов. "РоГоПаГ", пожалуй, самый знаменитый продукт этого течения. Диковинное его название складывается из первых букв режиссерских фамилий, чьи короткие истории и вошли в фильм: Росселлини, Годар, Пазолини, Грегоретти. Второе название картины: "Давайте очистимся".
Как сообщает начальный титр, перед нами - "четыре истории четырех авторов, весело повествующих о причинах конца света". У каждой истории свой, узнаваемый почерк, и каждой предшествует небольшой эпиграф-комментарий.
"Целомудрие", реж. Роберто Росселлини. Эта черно-белая история рассказывает о стюардессе, к которой пристает назойливый, подвыпивший американец с маниакально-психопатическими наклонностями. Патриарх итальянского неореализма, Росселлини, предстает здесь в неожиданном амплуа - веселым и философичным.
"Вольный цыпленок", реж. Уго Грегоретти. Едкая сатира на мир торговли на примере жизни супружеской пары. Профессор-дегенерат победно читает лекцию о торжестве потребительской идеологии, а в это время образцовое буржуазное семейство, с промытыми телевидением мозгами, неуклонно приближается к преждевременной смерти.
"Новый мир", реж. Жан Люк Годар. Знаменитый французский режиссер-авангардист снял черно-белую историю любви молодой пары в мире, мутировавшем после ядерной войны.
"Овечий сыр", реж. Пьер Паоло Пазолини. Лучшая новелла фильма, и одна из лучших работ скандального кинопровокатора, а по совместительству - поэта, теоретика кино, драматурга и литератора. Съемки религиозного фильма о последних минутах Христа. На роль бандита, распятого одесную Спасителя, нанимают простого деревенского мужика. У него большая семья, куча нахлебников, а сам он постоянно хочет есть. Наконец, путем мелких прегрешений и крупных унижений у него появляется возможность наесться, что называется, до отвала. А тут приезд почетных гостей и образцово-показательная съемка. Объевшийся персонаж мучительно умирает на солнцепеке, на кресте, продолжая, впрочем, репетировать: "Когда попадешь в Царство Небесное, напомни обо мне Отцу Своему". Режиссера на съемочной площадке, цитирующего в кадре книгу самого Пазолини и разглагольствующем о марксизме, играет великий уже в то время Орсон Уэллс.
|