|
| | |
всего сделано правок - 162, последняя: 2023.01.15
| | | Братья Гримм
Названия | | The Brothers Grimm |
Первый показ | | 2005.08.26 (США) |
Проголосовало | | 166 чел. | | |
|
|
Давным-давно, жили-были два брата-авантюриста Уилл и Якоб Гримм, которые впоследствии стали знаменитыми сказочниками. Но до того они путешествовали по деревушкам, занимаясь собиранием фольклора и «прогоняя нечисть» за деньги… Приезжали в деревню, убеждали жителей, что на их мельнице поселилась ведьма, а потом — за вознаграждение — успешно «изгоняли» ее. В следующем селе это был тролль под мостом и так далее.
Но однажды слава об «экзорцистах» дошла до наполеоновских властей, которые приказали братьям расследовать серию загадочных исчезновений юных девушек в лесу на границе Франции и Германии. Тут-то наши герои и сталкиваются нос к носу с настоящей нечистью — злой колдуньей… Уиллу и Якобу придется проявить все свои незаурядные способности, ведь в случае неудачи горе-детективов ждет гильотина… | текст от «Вест» |
© Евгений Нефёдов, 2005.10.07 | Авторская оценка: 6/10 |
Предпосылкой подавляющего большинства (не только игровых, но также документальных и научно-популярных) так называемых биографических фильмов, в особенности тех, что посвящены великим творцам прошлого, является признание непосредственного, если не решающего, влияния на художественные произведения событий и явлений, участником или, как минимум, очевидцем которых довелось стать автору; история зарождения и последующей эволюции этой идеи в гуманитарных науках подробно обрисована в знаменитом труде «Истина и метод. Основы философской герменевтики» Ганса Георга Гадамера, дополнительно – применившего её, анализируя наследие Гёте. Как ни забавно, нечто подобное справедливо и в отношении вольных фантазий на темы классических сочинений, нередко лишь ловко замаскированных под жизнеописания. В кинематографе непревзойдённым создателем таких опусов до сих пор остаётся англичанин Кен Рассел, в 1970-80-е годы предложивший личное видение судеб ряда признанных композиторов, беллетристов, живописцев, мыслителей и даже кумира «великого немого» Рудольфа Валентино. «Братья Гримм», впрочем, ближе более современным картинам «Кафка» /1991/ и «Влюблённый Шекспир» /1998/ – последний также был поставлен на студии продюсеров Боба и Харви Уайнстейнов, а разговорные, усечённые и намеренно американизированные, вариации имён заглавных персонажей (Уилл и Джейк) наверняка должны ассоциироваться со схожими обращениями героев к будущему гению театра.
Воображением кинематографистов Якоб и Вильгельм оказываются двумя чрезмерно изобретательными и артистичными молодыми мошенниками, которые неплохо зарабатывают на страхах необразованных сограждан из деревень по всей Германии, находящейся в оккупации у постреволюционной Франции, пользуясь последними открытиями учёных для инсценировки зловещих легенд. Наместник Наполеона, жестокий и вместе с тем по-галльски утончённый генерал Делатом, раскрывает хитрость Гриммов, обещая помиловать их лишь при условии, что под надзором эксцентричного Кавальди, пыточных дел мастера из Пармы, братья расследуют причины исчезновения нескольких детей в таинственном лесу…
Получаешь огромное удовольствие, обнаруживая многочисленные цитаты из бессмертных сказок, известных с раннего детства. Пролог и завязка создают иллюзию, что и в дальнейшем всё получит простое, логическое объяснение, – но встречающиеся знакомые образы (Серого волка, Матушки Жабы, Пряничного человечка, Волшебного зеркала и т. д.) раскрываются с неожиданной, зловещей стороны. Здесь, вероятно, не обошлось без влияния сценариста Эрена Крюгера, специализирующегося в основном на триллерах и хоррорах (вроде «Ключа всех дверей», вышедшего в прокат почти параллельно) и наверняка помнившего об уже предпринимавшихся попытках изложения событий «Красной шапочки» и «Снежной королевы» на языке фильма ужасов. Но это оказалось созвучно стратегии всего творчества Терри Гиллиама, который, правда, ещё ни разу не обращался к порождениям человеческой фантазии, чтобы вызвать у зрителя глубинный, безотчётный страх. Бесчисленные ловушки заколдованного леса, метаморфозы, происходящие с деревьями и животными, наконец, неизбежная, почти физически ощутимая трансформация психики персонажей – режиссёр всё подчиняет стремлению опровергнуть возможность восприятия и истолкования мира исключительно с позиций рационализма, давно считающегося единственно верной точкой зрения, не признающего иных взглядов.
Рационализм современной (второй половины XX столетия) Великобритании как типичной страны Запада подвергался яростной критике сначала в телесериале «Летающий цирк «Монти Пайтона», а затем, через углублённые экскурсы в историю, – и в трёх полнометражных пародиях труппы. В скитаниях братьев-сказочников тоже хватает абсурда – и именно там, где ум (самодовольный Делатом с удовольствием облизывает кровь кошки, брызнувшую ему на лицо после того, как та ненароком упала в адскую машину для пыток) провозгласил себя безраздельным господином. Рационалисты, как показано в «Бразилии» /1985/ и «Двенадцати обезьянах» /1995/, создадут (во всяком случае – способны создать) в грядущем общество, напоминающее навязчивый ночной кошмар. Немногим лучше изображена оккупация немецких земель французами, искренне пытающимися воплотить передовые идее Просвещения. Сугубо рациональными, идущими от рассудка терзаниями отягощён Джек Лукас из «Короля-рыболова» /1991/, в итоге подавляющий сомнения относительно целесообразности затеянной нью-йоркским блаженным поиска чаши Грааля сегодня. Отбросить новоприобретённые догмы, впитанные вместе с учёностью школы Касселя, должны и единоутробные Гриммы, усвоившие разные, но в равной мере разрушительные поветрия времени: если образ Вильгельма поначалу подогнан под типаж предприимчивого дельца периода становления буржуазных отношений, то сосредоточенный, интеллигентный Якоб является, естественно, человеком науки. Иначе братьям, как когда-то не менее именитому соотечественнику – Мюнхгаузену, не обрести себя и элементарно не выжить! Гиллиам пригласил на роль Делатома английского актёра Джонатана Прайса (не менее, кстати, удивительно и то, что итальянца Кавальди красочно изображает швед Петер Стормаре), лишний раз подчеркнув связь с собственной киноверсией приключений знаменитого барона, где одному из персонажей – высокопоставленному советнику, беспомощно лепечущему, что наступает царство Разума, придал сходство с… кубриковским доктором Стрейнджлавом, учёным с нацистским прошлым, ведущим человечество прямо к гибели.
«Братья Гримм», таким образом, заняли в контексте творчества режиссёра, родившегося в США, но давно (и заслуженно) воспринимающегося носителем, скорее, британских традиций в искусстве, весьма достойное место, оказавшись кладезью излюбленных мотивов и приёмов, своеобразным итогом художественных поисков творца, старающегося сохранить верность самому себе. Да и пиршество красок и неистовая игра света (нельзя не отдать должного таланту сразу двух операторов, Ньютона Томаса Сигела и Николы Пекорини) порадует почитателей дара Гиллиама, всегда уделявшего едва не первостепенное внимание колоритности и броскости визуальных образов, осмысленно используя в том числе специальные эффекты. И если автор «Братьев Гримм», пусть не снискавших ожидаемого зрительского успеха (по крайней мере в американском прокате, где кассовые сборы составили примерно половину солидного бюджета в $80 млн.), заслуживает порицания в чём-то, так это – в отходе от собственных принципов. Именно поэтому наиболее слабыми представляются пролог, где изнанка ремесла Вильгельма и Якоба раскрывается с излишней доскональностью, и особенно развязка, являющаяся несомненной уступкой типично голливудским (естественно, рационалистским!) представлениям о том, как должен выглядеть «хэппи-энд».
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
Хорошие спецэффекты.
Интересно представили младшего Гримма. Слабый человек, который живет в сказках.
Необычный взгляд на французов немцев.
|
Единственное что порадовало это красочность спецэфектов... Сюжет ужасен...
|
После просмотра возник вопрос: у режиссера все в порядке с головой? Такое впечатление что экранизировали бред сумасшедшего. Смотреть не страшно, но местами крайне неприятно. Из героев, как ни странно, лишь злая королева ведет себя более менее адекватно, остальные, похоже, постоянно в стадии обострения.
|
Фильм яркий, запоминающийся и местами жудковатый. Необычные герои, очень интересный персонаж младшего брата в исполнении Леджера. Фильм, безусловно, на любителя и собственно такой любитель нашелся - я.
|
Я тоже из любителей. Мне очень нравится, как представлены персонажи и я почему-то никак не могу уловить критериев, по которым их можно считать бесхарактерными слабаками. Просто Якоб - мечтающий о волшебстве тихоня, а Вильям - реалист заводила, не упускающий шанса довольно зло подколоть братца. Впрочем, у него есть причина - ведь однажды наивная вера в сказки стоила денег на спасение их сестры. Они придумали достаточно оригинальный способ зарабатывать на пропитание, а поскольку все мы кушать любим я лично не стала бы обвинять братьев в меркантильности. И поскольку я очень люблю мрачные сказки, а эта сказка получилась весьма жуткой и очень интересной - смотреть я её буду ещё не раз.
|
Присоединюсь к любителям (х Фильм мне понравился с первого просмотра, хотя пара сцен в середине и были несколько отталкивающими, если не сказать пугающими. Однако эта мрачная сказка довольно очаровательна именно своей мрачность ^^ Мне безусловно нравится герой Леджера (=
|
При всей своей лёгкости и кажущейся незамутнённости, картина «Братья Гримм» всё же оказывается липким киселём, и чем-то схожа с реакцией от передозировки наркотиков.
И это всё в закоулках сознания одного из самых нестандартных среди популярных режиссёров современности. Скажем всего два слова: «Монти Пайтон». Больше к ним лучше не возвращаться.
Но в чём-то Терри Гиллиама можно и поблагодарить. Наверное, в бесстыдном стёбе над любимыми сказками. Гензель и Гретель так и не дошли до домика с пряничной крышей и сахарными окнами. Красная шапочка не донесла пирожки бабушке. Кто-то оторвал роскошную косу Рапунцель. Звучит почти как какой-нибудь молодёжный бунтарский эпос про школьника-двоечника, которому нужно отправиться в прошлое и уничтожить Пушкина, чтобы не учить в школе его стихотворения.
Но молодёжью здесь и не пахнет. Наоборот создатель, складывалось впечатление, пытался выжать из кадра любой намёк на время. Чтобы зритель лишние часы не думал о какой-либо достоверности и правдоподобности. Хотя тут, на стыке ссылок на Наполеона и бессмертной сказки, сами по себе всплывают в голове классические любимые словечки, вроде «самодур», «доложи» или «лукошко».
Но вот тут-то Терри и ловит зрителя, а точней наоборот ослабляет хватку и теряет бдительность. И здесь уже в принципе промах именитого режиссёра в выбранной теме. Воссозданный с карикатурным рвением мир слишком густ и вязок, чтобы можно было в него окунуться и вынырнуть. Персонажи живые, но царящая вокруг жестокость отпугивает, вызывает отторжение предложенной реальности, как клонированная почка. А нагромождение сюжета вовсе не срастается в целостную фигуру и так и остаётся кучей вещей, которые когда-то были ценными.
Жажда абсурда сыграла плохую шутку с Гиллиамом в его высокобюджетной работе. Гиллиам вообще любит немного побредить. Но раньше, то ли рамки были шире, то ли бред он держал под контролем. Но за кое-что всё-таки хочется обидеться. В сказке умирать должны лишь плохие персонажи. На смертях любых нейтральных персонажей никогда нельзя заострять внимание, а гибель хорошего человека должна происходить под ни на что не отвлекающиеся слёзы, траурную музыку и пафосные речи. Ведьма должна прожариться до хрустящей корочки в печке. Волку обязаны вспороть брюхо. Снежная королева должна растаять. Но, когда головы достают из корзин, когда мыши летят в мясорубку и расчленённые тела валяются в лесу … сказка умирает. Это понимал даже Тим Бёртон, главный сказочный дьявол кинематографа.
И среди всего этого театра бескровной жестокости, яркого паясничества и угловатой фентезийности, единственным глубоко позитивным плюсом оказался Петер Стормаре, мастер пыток Кавальди, эволюционировавший на протяжении всей ленты и затмивший даже заглавную парочку, претерпевающую бунт мечты против реальности. Казалось бы, жестокий, карикатурный, не несущий в себе особого смысла персонаж, но ради одного только него можно с интересом пересмотреть картину.
Но сказка действительно перерастает в абсурд. С плохой стороны. Терри своего добился. Разыграл продюсеров, раскрутил их на кругленькую сумму и переступил через непереступаемую черту. Хочется верить, что это был план прикрытия. Или шутка над самим собой. Или шутка над фанатами.
|
| | |