«Это неправильные пчелы. И они делают неправильный мед» (с)
Странный фильм. Вообще, не прочти я книгу, я бы его вряд ли посмотрела, так как зомби-тематика — определенно не мое. Но сама идея мне понравилась. Интеллектуально продвинутый ребенок, осознающий, что он монстр в человеческом обличье, учительница, привязавшаяся к этому ребенку, одержимая научными исследованиями доктор, мечтающая порезать мелкого вундеркинда на ленточки, и пара бравых вояк, обеспечивающих огневую мощь — прекрасный микс для небольшого зомби-апокалипсиса в рамках одной придуманной вселенной. Свежее, так сказать, вливание. И в принципе, фильм смотрится интересно. Особенно мне понравились сами «голодные» - актеры второго плана и массовки отлично постарались, местами было очень жутко, да и сама идея распространения патогена — грибка-паразита — нечто новое и более оригинальное, чем ядерные взрывы и слитые в унитаз химикаты.
Здесь я сделаю маленькое отступление и да, как я обычно это делаю, когда смотрю экранизацию книги, вспомню даже не столько то, чем они друг от друга отличаются, сколько то, что и где мне больше понравилось. И да, Мелани в книге мне понравилась гораздо, горааааздо больше. Поясню свою позицию. Одна из основных, на мой взгляд, идей оригинала заключается в том, чтобы показать, насколько хладнокровным и бесчеловечным может быть человеком и в пику ему — мудрым и понимающим маленький монстр, который был выращен в условиях жестких ограничений и замкнутого пространства с крошечной даже не десятой, а тысячной любви от совершенно постороннего человека, которому и любить-то его вовсе не положено. И в книге Мелани действительно показана не просто девочкой, которая оказалась в чуждых и непривычных для нее условиях, однако при этом смогла проявить себя настоящим членом команды. И пусть в финале ее выбор не совпал с конечной целью, к которой шли ее спутники, однако этот выбор был мотивирован, понятен и объясним. Полагаю, Мелани тщательно все обдумала после разговора с доктором Колдуэлл и лишь потом решила, как ей следует поступить в итоге. В фильме же все наоборот. Не знаю, кому как, но лично мне Мелани показалась маленьким монстром, который постоянно об этом всем напоминает. «Я голодна», «Спасибо, я уже съела одного котенка», «Вы так вкусно пахнете»... В отличие от книжной Мелани, которая осознавала свои различия с мисс Джустин, Парксом, Галлахером и Колдуэлл и понимала, почему ее стоит бояться и что с этим стоит делать (достаточно вспомнить, как часто она указывала Парксу и Галлахеру о том, что им стоит проверять ее наручники и намордник и что ей в общем-то не стоит особо доверять), то в фильме она ведет себя так, как будто это нормально, что она — такая, она не до конца проникается серьезностью ситуации и временами ведет себя как обычный, чуточку капризный ребенок, который балуется с одолженной ему рацией. Она кажется умной, но у нее нет мудрости и рассудительности. Она словно тычет зрителю в лицо своей «особенностью», мол, смотрите, какая я умничка, погладьте меня по головке, пока я не проголодалась! В ней нет той серьезности, проникнутости ситуацией, когда она понимает, что в определенный момент от нее зависит очень и очень многое, а как маленький ребенок просто балуется и играется. Ну, кто-то может возразить, что она и есть маленький ребенок, но само окружение и условия, в которых она жила, очевидно способствовали тому, чтобы она росла более сдержанной и рассудительной. И об этом постоянно напоминалось, так почему бы не показать это вместо того, как она передразнивает сержанта Паркса? И из всей этой квинтэссенции возникает финал — глупый, ниоткудошный. Да, он глупый, потому что странный. Что, от пары слов о том, что они живые, она тут же решила устроить «апокалипсис сегодня», в смысле... когда она вообще успела все просчитать?! И как тогда мисс Джустин смогла так легко и быстро смириться со своей фактической ролью? Все должно быть последовательно, логично, объяснимо. Чтобы можно было понять и принять. В каком именно месте этот финал можно назвать счастливым? Я не хочу умиляться и радоваться тому, что маленький вундеркинд превратился в маленького Муссолини и возглавил колонну идущих на запад!.. Ладно, возглавила новую расу, которая возродит человечество. Но если выбирать между тем, что сделано на непонятно каких эмоциях и непонятно по каким выводам, и тем, что сделано продуманно и осознанно, я выберу второе. Потому что помирать — так с музыкой!
В общем, слишком мало внутренних состояний, раскрытия персонажей как личностей, самих по себе и между собой. И если говорить о тотальном сходстве, то Мелани и мисс Джустин следовало бы поменять местами, так как по книге Мелани — голубоглазая блондинка, в то время как мисс Джустин — темнокожая. Ну, насколько я поняла по описанию в самом начале книги. Хорошо хоть геев тут не было, ибо такого припадка толерастии мое чувствительное сердечко не перенесло бы.
По факту, если финал книги получился умным и оставляющим после себя не столько чувство безысходности, сколько понимание и принятие совершенно нового витка истории, то финал фильма получился глупым, потому что он не имеет под собой никакой основы. Он странный и беспросветный. И от этого киношная Мелани с ее «У нас будет много времени» кажется еще более жуткой, чем является на самом деле.
И хотя мне не понравилась исполнительница роли Мелани, потому что она совершенно не соответствовала своему книжному оригиналу, хочу отметить, что играли актеры все же хорошо. Ну, в большинстве своем.
Сценарных ляпов, нелогичностей, неувязок и прочего в фильме было немало. Особенно глупо получилось с Галлахером, когда он пошел на разведку. Кто в здравом уме пошел бы на разведку в одиночку по улицам, кишмя кишащим плотоядными чудовищами? В книге он хотя бы половину пути прошел в компании мисс Джустин. И зачем тогда Мелани кричала им, что те люди принадлежат ей, если они не понимали ее слов? Это же очевидно, исходя из отсутствия их реакции на слова Кирана о гранате. Неужели ей не хватало угрожающих воплей? Рассуждать можно до бесконечности, потому что придираться тоже можно до бесконечности.
Для меня удивительно то, что сам автор, Майк Кэри, принимал участие в написании сценария. Интересно, чем он руководствовался, внося подобные поправки в созданную им же историю? Конечно, все здесь написанное, исключительно мое субъективное мнение, но если книга и снятый по ней фильм несут совершенно разный посыл... это ведь не логично, так?
Но в целом, фильм неплохой. Достойный представитель зомби-апокалипсиса. И хотя мне не хватило тут чисто человеческих взаимоотношений, которые вывели бы саму Мелани на новый уровень, а не вызывали желание пустить ей пулю в затылок, однако я получила определенную долю удовольствия от просмотра и о потраченном времени не жалею.
Хотя пересматривать вряд ли буду. Лучше книгу перечитаю.
|