|
| | |
всего сделано правок - 31, последняя: 2023.01.13
| | | Калина красная
Первый показ | | 1975.03.01 (Польша) |
Проголосовало | | 72 чел. | | |
|
|
Выйдя из заключения, вор-рецидивист Егор Проскудин (Василий Шукшин) решает, вернувшись в родные края, начать всё сызнова вместе с Любой Байкаловой (Лидия Федосеева-Шукшина), своей подругой по переписке. Жизнь, казалось бы, налаживается, просто не может не наладиться – но прошлое, олицетворяемое шайкой бывших подельщиков во главе с криминальным авторитетом по прозвищу «Губошлёп» (Георгий Бурков), тянет на дно, словно камень на шее… |
© Евгений Нефёдов, 2006.09.25 | Авторская оценка: 9/10 |
При всей уникальной цельности натуры Шукшина в предыдущих работах ему всё же не удавалось преодолеть до конца некий незримый разрыв между по-деревенски философским миросозерцанием и убеждениями, сложившимися под влиянием жизни городской. Только в «Калине красной» манера, близкая стилистике ряда ведущих европейских течений, от «новой волны» до «синема-верите», сосуществует слитно со слогом фольклорным, восходящим к народному лубку или балладе. И их героев не могут не напомнить многие действующие лица, включая самого Проскудина, возносящегося в финале к высотам человеческого духа, становящегося невольным наследником дела Георгия Победоносца. Граница между селом и городом в фильме призрачна и условна: повсюду сердцами людей овладела разобщённость, все негодуют («круговую оборону заняли!») по поводу дерзких выходок Егора, лишь пытающегося наладить душевный контакт («о, мы Вас понимайт!») и не быть одиноким на свете белом… Не случайно враг и убийца Проскудина оказывается как бы преемником «морского волка» Джека Лондона – прагматика, вульгарного материалиста и циника в поступках и взглядах на безжалостную действительность.
«Калина красная» – это и грустное социологическое исследование, посвящённое «некоммуникабельности» в обществе, достигшем относительно высокого материального благополучия. И тонкая, наблюдательная сатира, всё же не сводящаяся к подтруниванию над отдельными уголовниками, тунеядцами, простодушными и прочими добренькими индивидами, «из всех достижений человечества облюбовавшими себе печь». И душераздирающая мелодрама, вызвавшая огромный (62,5 млн. зрителей!) ответный отклик у публики. И произведение, граждански смелое, затронувшее многие из замалчиваемых проблем, начиная с воссоздания тюремных реалий (вспомним документальный пролог, где хор заключённых протяжно поёт «Вечерний звон»), воссоздания достоверного, скрыто язвительного, наверняка – таящего аллюзию на быстро свёрнутую «лагерную прозу». И подлинный кинематографический праздник для души, тот самый «забег в ширину», что не удалось устроить для себя Проскудину, но коим порадовал великую страну Шукшин. И поистине трагедия, сопоставимая с античными, когда пистолет и грузовик, который в итоге топит брат Люды, отомстив душегубам, приравниваются к deus ex machina. И сочинение, близкое западному экзистенциализму, тоже ведь пытавшемуся, если воспользоваться словами режиссёра, «рассказать о душе», «о том, как не устроена она в жизни, как мается и ищет своего места». И поэтичное признание в любви к родной природе с непременными берёзками и пахотой, разрушаемой, вытесняемой за пределы человеческого существования (мотив, подхваченный из ленты «У озера»). И современный парафраз «Дон Кихота», подобно восприятию которого каждое поколение зрителей будет, безусловно, и в «Калине красной» открывать что-то новое, прежде незамеченное… Не случайно, что одним из первых, кто откликнется на преждевременную смерть Шукшина, во многом им предугаданную, окажется Владимир Высоцкий.
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
| | |