World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Музыка     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рецензии и биографии | Рейтинг кино и сериалов | База данных по кино | Кинопрокат   
тип аккаунта: гостевой  

 Основное
-авторы (40)
-релизы
-связки


 Промо
-постеры (13)
-кадры
-трейлеры


 На сайтах
-imdb


 Для читателей
-написать отзыв
-нашли ошибку?
-добавить информацию
-добавить фильм

Страница создана:
Contributor

Над страницей работали:
Contributor
title_bot



буду смотретьсмотрюпросмотреноброшенов коллекциивсе спискинаписать отзывредактировать<-->


Кес (1970, постер фильма)
видео 0 | постеры 13 | кадры 0
Кес


НазванияKes / A Kestrel for a Knave
ПроизводствоВеликобритания
Форматполнометражный фильм
Хронометраж110 мин.
Жанрдрама
Первый показ1970.03.27 (Великобритания)
РежиссёрКен Лоуч
Сценарий, идея Барри Хайнс, Кен Лоуч и другие
КомпозиторДжон Кэмерон
В ролях Дэвид Брэдли, Фредди Флетчер, Lynne Perrie, Колин Уэллэнд, Брайан Гловер, Боб Боуз и другие


Средний балл7.8 из 10
Проголосовало
4 чел.
Место в рейтингефильм ещё не попал в рейтинг
Проголосуйте 


Рецензия
© А. Зоркий, Сборник «На экранах мира», М., «Искусство», 1972

Поначалу казалось, ничто не предвещает нам самобытного и значительного фильма. В мягкой живописной гамме «техниколор» перед нами возникает маленький английский городок: аккуратные домики с палисадниками, тихие улицы, добротная типовая коробка школы, шахта на окраине. Вполне прозаична и семья, с которой нас знакомят авторы. Старший брат, Джуд, бесцветен, равнодушен ко всему вокруг и тяжел на руку, когда под нее подворачивается младший, Билл. Мать издергана, криклива, она давно махнула рукой на детей и поглощена своими личными заботами. Отца в семье нет. Билл предоставлен самому себе. Он разносит по утрам газеты, околачивается на улицах, проказничает на занятиях, добровольно избрав в классе роль отпетого лентяя и паяца. Впрочем, в школе, где все идет вкривь и вкось, где мускулистым учителям приходится кулаками напоминать о своем первенстве, Билл не выглядит белой вороной.

Так что же возвышает фильм «Кес» над уровнем спокойного и добротного бытописательства? Что сразу же заостряет наше внимание на юном герое, которого великолепно играет Дэвид Бредли?

Тема «Кес» традиционно для сегодняшнего западного кинематографа. Вновь — одиночество героя. Вновь — его неприкаянность, отсутствие сколько-нибудь личных контактов с окружающим миром. Вновь — вопиющий дефицит человечности в среде людей. Только в «Кесе» все это не остается равнодушной констатацией художников, не остается аморфным состоянием киногероя. В «Кесе» — это тревога и боль авторов, в «Кесе» — это живой человеческий нерв героя.

Мальчишка ясно, умно ощущает себя в окружающем мире. Он видит, что ни один из его поступков не встречает, по сути, ответной реакции. Крадет — слава богу, не замечают, не крадет — тоже не замечают. Вот, мстя за побои своему брату, он лупит его, мертвецки пьяного, с удовольствием обзывает «грубым животным» — ведь и тот ничего не слышит. Вот в разгар футбольного матча, околачиваясь в дурацких, вовсе неинтересных ему воротах, он забирается на верхнюю перекладину, висит на ней, маясь в одиночестве, пока под его ногами не вкатывается в ворота мяч. За это провинившегося Билла загоняют в раздевалке под ледяной душ. Холодно, скверно. Но и здесь находится узкое окошко, через которое окоченевший мальчишка выбирается наружу. Всякая ситуация чем-то напоминает лабиринт, из которого предлагается выбраться киберу.

Только не хочется почему-то быть кибером. В глазах мальчишки все время поблескивает этот огонек противоречия, скрытой обиды и вызова. Дудки: Я все-таки человек.

Здесь и возникает в фильме тема сокола, маленького птенца, которого Билл находит однажды в гнезде и решает приручить.

В кинематографе, в литературе есть много символов одиночества и его преодоления. Я бы мог вспомнить и хрестоматийный красный шар Ламориса, и Маленького Принца, и добродушного Карлсона, жившего на крыше... Но в этом английском фильме взят необычный образ, взята будто и земная, но странно, тревожно, больно отдаленная связь — мальчик и птица, свободная, хищная, едва поддающаяся приручению. Быстрый, сильный комочек перьев, загнутый стальной клюв, странное, словно режущее воздух имя — Кес. Нет, это не домашний красный шар и не добряк Карлсон с забавным пропеллером на спине... Это последняя, крайняя связь с окружающим миром. Когда Кес уносится в небо, всякий раз кажется, что это навсегда. Когда он возвращается из поднебесья, стремительно падая на кожаную перчатку Билла, склевывает кровавый кусочек мяса и замирает, всякий раз кажется, что это на мгновение. Дружба мальчика и сокола странная, зыбкая и тревожная. И когда они остаются вдвоем на зеленом лугу, когда уносится ввысь птица, а с земли ее зовет назад неспокойный, срывающийся голос мальчишки: «Кес, Кес, Кес!..», когда вновь и вновь на короткие мгновения прилетает соколенок к герою — это минуты стремления, порыва к гармонии, минуты патетики, скупо отпущенной этому фильму.

Я думаю, не случайно, не наугад заставили авторы своего героя установить столь необычный, странный и отдаленный контакт с окружающим миром. Ближние пределы уже пройдены героем. Став другом сокола, он не оказался ближе к людям, он ничто не изменил ни в своей, ни в их жизни... И авторы спокойно готовят закономерный финал картины.

Он приближается в ключевой сцене фильма, когда Билл рассказывает классу о соколе, о том, как он приручал Кеса. В его жизни это минуты огромной важности.

«Мальчик этот первый раз в жизни пытался найти контакт с окружающими людьми, объяснить себя», — замечает постановщик фильма Кен Лоуч. Билла слушали внимательно, с удивлением и даже с интересом. А после уроков избили на куче угля. Били втроем, а остальные смотрели внимательно, с интересом и даже с удовлетворением. Так закончилась история общения с людьми...

А с соколом? Кесу не суждено было умирать долго, красиво, поэтично, как красному шару, расстрелянному из рогатки. Брат Джуд просто свернул соколу шею и выбросил его в мусорный ящик. Формальный повод тому был следующий: Джуд поручил Биллу сделать ставку в тотализаторе, Билл вместо этого купил жареный картофель для сокола. Лошадь, намеченная Джудом, пришла одной из первых, Джуд потерял два фунта, Кес потерял за это голову, а Билл навсегда потерял Кеса.

Не правда ли, этот круговорот напоминает чем-то знаменитые английские считалки? И даже название напрашивается в тон — вполне парадоксальное: «Сокол в мусорном ящике».

Фильм не завершается никаким крещендо. Билл выкапывает маленькую ямку и кладет в нее убитую птицу. В это мгновение мы едва успеваем увидеть лицо мальчишки. Никаких «крупных планов», «наездов», «стоп-кадров», никаких бесконечно выразительных глаз во весь экран.

...Вновь, уже в памяти просматривая ленту, вспоминая ее негромкую, сдержанную, ясную поэтику, я задумываюсь о том, что же составляет внутреннюю силу «Кеса»? Дело, думается, в позиции авторов, в том, что они изначально отказываются усматривать в бездуховности существования, жестокости, равнодушии, тотальном уничтожении человечности норму, неизбежность, конечный итог жизни. Они поднимают голос протеста, идут к социальным корням зла.

Искусствомможно добить человека.

И можно поднимать его, помогать ему изменить, улучшить жизнь. На такой позиции и стоят, как мне кажется, молодые авторы фильма.

...«Кес» я видел впервые в конкурсной программе XVII Международного кинофестиваля в Карловых Варах, где фильм завоевал главный приз — «Хрустальный глобус». Тогда же на английской пресс-конференции я записал ответы Кена Лоуча журналистам. Эта краткая стенограмма углубляет, на мой взгляд, представление о социальных мотивах фильма. Вот она:

КенЛоуч.Мы попытались сделать фильм, который понравился бы хорошим педагогам и был неприятен дурным. Впрочем, мы нападаем не на преподавателей, а на систему образования и воспитания, потому что даже хорошие учителя со временем теряют любовь к детям. Мы снимали «Кес» в одной из лучших английских школ. Но и ее педагоги не возражали, а согласились с критикой.

Вопрос. К какому кинематографическому направлению вы отнесли бы вашу картину?

Кен Лоуч. Снимая «Кес», я не чувствовал влияния какой-либо школы или постановщика. Наш фильм осуществлен в русле критического реализма. В критике школьной системы для нас важна цель — узнать, что ждет общество от системы образования. Хотят ли в английских школах готовить будущих чернорабочих или воспитывать образованных, сознательных граждан. Если школа ориентирует лишь на подготовку дешевой рабочей силы, то она уничтожает индивидуальные качества в детях. Ее воспитанник будет счастлив работать на конвейере.

Вопрос. Вы критикуете не только школу, но и семью. Герой фильма одинок, беззащитен в собственном доме. Его никто не направляет, он со спокойным сердцем совершает мелкие кражи. Следует ли это понимать как более широкую критику общества?

Кен Лоуч. Мы живем в таком обществе, которое продает свою рабочую силу лишь для того, чтобы получить прибыль. Никто у нас не ставит задачи воспитания лучшего, благородного человека. И мы очень, очень надеялись, что именно так будет понят фильм.

...На этих словах режиссера «Кес» и стоит закончить эту короткую статью.



Отзывы зрителей

1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».









Выборка фильмов из базы данных:

- тип
- по алфавиту
- год выхода
- страна
- статус
- жанр
- теги
- тип оригинала
- сортировка



Реклама на сайте | Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура