|
| | |
всего сделано правок - 29, последняя: 2023.01.13
| | | Зардоз
Первый показ | | 1974.02.06 (США) |
Проголосовало | | 10 чел. | | |
|
|
Год 2293-й. Основная часть населения Земли низведена до состояния дикости — лишь группа избранных, отгородившись от остального мира, пожинает плоды научно-технического прогресса, не ведая смерти и материальных лишений. Однако сложившийся порядок грозит нарушить проникновение в запретную зону Зеда (Шон Коннери) — человека извне; охотника, обученного убивать подобных себе, чтобы контролировать популяцию homo sapiens. | © Евгений Нефёдов, World Art |
© Евгений Нефёдов, 2010.01.24 | Авторская оценка: 8/10 |
Возможно, это – один из лучших научно-фантастических фильмов в истории кинематографа, несмотря на то, что картину принято считать, скорее, неудачной, а Джон Уилсон, основатель скандально известной «антипремии» «Золотая индейка», даже поместил «Зардоз» в своём «ОФИЦИАЛЬНОМ КИНОГИДЕ RAZZIE®» в двусмысленный список 100 самых потрясающе плохих1 кинопроизведений. Такая насыщенность, с одной стороны, философскими мотивами, глубокомысленными антропологическими и психологическими наблюдениями, а с другой – продуманность и своеобычность эстетики встречается всё-таки крайне редко. Выдающийся английский кинематографист Джон Бурман признавался, что приступил к реализации проекта, не сумев осуществить давний замысел – перенести на экран трилогию «Властелин колец» Дж.Р.Р. Толкиена. Правда, режиссёр-сценарист сотворил самобытную, невзирая на бесчисленные влияния, атмосферу – и личную мифологию, язвительно переосмыслив события бессмертного «Волшебника из страны Оз» Л. Фрэнка Баума. «За пределами 1984-го, за пределами 2001-го, за пределами любви, за пределами смерти», – гласит ёмкий и хлёсткий рекламный слоган. Первая из упомянутых дат является хулиганской отсылкой, естественно, к роману-антиутопии, показавшемуся соотечественнику Джорджа Оруэлла чересчур высокопарным и приверженным логике. Вторая – намекает на величественный шедевр Стэнли Кубрика2 и Артура Кларка, завороживших монументальной «космической Одиссеей», оказавшейся, если верить скептическому замечанию гедониста Джорджа Сэдена, «ещё одним тупиком». Ну, а уж вечные категории «любовь» и «смерть», вскоре, по забавному совпадению, использованные и Вуди Алленом3, причём не менее едко…
В картине главенствует стихия ехидной иронии по поводу множества заблуждений людей XX века, искренне верящих в торжество разума, рационализма, научной мысли уже в ближайшем будущем. Даже совершенное воплощение искусственного интеллекта, всемогущего, всезнающего и безликого, словно Бог, на поверку – не слишком отличается от системы, придуманной ловким проходимцем и обманщиком, хитрым манипулятором и сущим ничтожеством Гудвином, The WiZARD of OZ. Одновременно – гениально высмеяны как мечта о будто бы неизбежном коммунизме, так и фетиши заокеанских идеологов, ратующих за торжество демократии и материальное изобилие. Не уступая тому же Кубрику в причудливости, визуальной изысканности образов, Бурман воспроизводит красоту декаданса – уходящего, отживающего своё мира. В то же время он несколько отстраняется от утончённого способа бытования обитателей Райского сада XXIV столетия, призывая отождествиться, скорее, с Зедом, который даже по признанию самих бессмертных интеллектуалов существенно превосходит их по физическим и умственным (!) параметрам. Дикарь, якобы бездушный и примитивный охотник и палач оказывается на поверку бунтарём-пророком, долгожданным звеном эволюции, несущим красоту нового типа – красоту обновления через долгожданное («... и мне дайте гибели!») разрушение. Любопытно, что изначально на эту роль, олицетворение «внешнего пролетариата» (в том смысле, какой вкладывал историк Арнольд Тойнби), предполагалось пригласить Берта Рейнолдса – но режиссёр остался даже доволен тем, что в итоге заполучил Шона Коннери, на тот момент, после категоричного отказа от роли Джеймса Бонда, столкнувшегося со сложностями в развитии карьеры.
__________ 1 – Дословно – «Most Enjoyably Bad». 2 – Оттуда, кстати, позаимствован Джеффри Энсуорт, помогавший тогда оператору-постановщику Джону Олкотту. 3 – В одноимённой пародии на русскую литературную классику XIX века.
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
Это какая-то псевдоинтеллектуальная футуристическая аллегория об обществе и религии. Фильм довольно непроницаемый, причудливый и вместе с тем чудесный. Несмотря на некоторые не очень хорошие эффекты, он является важной частью британско-ирландской научной фантастики. Его стоит посмотреть хотя бы раз из-за интересных образов и непреднамеренного смеха. Других фильмов, подобных этому, нет, и увидеть Шона Коннери в этом наряде достаточно, чтобы посмотреть и посмеятся.
|
| | |