|
| | |
всего сделано правок - 109, последняя: 2023.01.14
| | | Выпускник
Первый показ | | 1967.12.21 (США) |
Проголосовало | | 19 чел. | | |
|
|
После окончания колледжа Бенджамен Брэддок (Дастин Хоффман) возвращается в дом своих родителей, в пригород Лос-Анджелеса. Начинается бесконечная череда приёмов. На одном из них Бен знакомится с приятельницей своих родителей, элегантной дамой бальзаковского возраста миссис Робинсон (Энн Бэнкрофт). Влюбившись в юношу, она начинает преследовать его. Загнанный в угол, Бен вступает с ней в интимную связь. Робкий, неуклюжий, безвольный Брэддок покорно несёт крест, пока сам не теряет голову от… родной дочери миссис Робинсон, Элейн (Кэтрин Росс). Узнав об их романе, мать девушки превращается в мстительную фурию. |
© Евгений Нефёдов, 2007.12.02 | Авторская оценка: 8/10 |
Интересно сопоставить две рецензии на этот фильм, написанные маститым американским кинокритиком Роджером Эбертом соответственно накануне премьеры фильма и спустя 30 лет, когда была торжественно представлена отреставрированная версия. В первой из статей «Выпускник» вполне справедливо характеризуется как «самая смешная американская комедия года», вдохновлённая вольным духом и новой стилистикой1 британских образчиков жанра. Во второй уже безраздельно господствуют чувства светлой ностальгии: никаких «хиппи», байкеров, политических демонстраций и иных явных примет эпохи на экране – а ощущение такое, будто пересматриваешь «собственные фотографии со студенческой вечеринки». Как выясняется, каждая, даже самая малозначительная деталь способствовала процессу незаметного – по Андрею Тарковскому – «запечатления времени». От фасона причёсок и одежды до тонких психологических нюансов, от новаторских приёмов съёмки и монтажа до замечательной музыки Пола Саймона и Арта Гарфункела…
Более того, сегодня кажется вполне очевидным, придавая событиям чуть ли не символическое звучание, тот язвительный подтекст, который замечательно, на интуитивном уровне, считывался соотечественниками авторов2 и… оставлял равнодушной публику и даже киноведов за пределами США. Оказалось достаточно, например, того, чтобы ни разу не прозвучало имя никого из представителей старшего поколения – только фамилии, да ещё с общепринятым почтительным обращением (миссис, мистер). В отличие от молодых: Бенджамена, Элейн, Карла… От тех самых молодых, которые, быть может, и подвержены бесхарактерности, лени, малодушию, безучастию и прочим изъянам, но точно не являются «безымянными», а следовательно, обезличенными. При всех оговорках Майк Николс и сценаристы Калдер Уиллингэм и Бак Хенри3 именно им дают шанс обустроить жизнь. Жизнь за пределами болота «одноэтажной Америки», стойко ассоциирующейся с мелкобуржуазными семейными и общественными ценностями. Нормальную, полноценную жизнь, в которой ещё осталось место открытому проявлению чувств и спасительным всплескам энергии, толкающим на безумные, но такие «настоящие» поступки. Вот что значит стать подлинным «выпускником», получив высшую учёную степень из возможных!
Послание «Выпускника», увидевшего свет в стране, объявившей себя эталоном демократии и либерализма, а для кого-то попросту населённой «нацией дельцов» (эпитет Ролана Барта), столь же ценно, как и вывод Евгения Шварца, исследовавшего психологию обывателя при открытой диктатуре. Процесс выдавливания из своего сознания по капле раба (умерщвления Дракона) оказывается не менее сложным и кропотливым, когда речь идёт о вязком давлении вещизма и тотальном господстве пуританской морали, на практике опровергающей саму себя. Проявление вольнодумства благовоспитанных сынов и дочерей потенциально намного опаснее нескрываемого провозглашения идеалов «свободной любви» юными бунтарями-интеллектуалами.
В довершение нельзя не отметить безусловные актёрские удачи. Очень точны Энн Бэнкрофт и Кэтрин Росс, между которыми, кстати сказать, всего восемь лет разницы в возрасте. И всё же истинным бенефисом «Выпускник» стал для Дастина Хоффмана, вмиг снискавшего всеобщую любовь, превратившись в «маленького большого человека» того времени.
__________ 1 – Дословно: «Так британские комедии нового стиля («Сноровка», «Морган», «Элфи», «Том Джонс», «Вечер трудного дня») идут вразрез со стандартной практикой: они используют сам фильм как часть комедии. Когда происходит что-то забавное, актёры не реагируют; сам фильм реагирует тем, что показывает дальше». 2 – По-видимому, успех казался предрешённым уже на стадии подготовительного периода: во всяком случае на главные роли претендовали не только малоизвестные исполнители, но и ряд «звёзд». В итоге кассовые сборы картины, обошедшейся в производстве в $3 млн., составили $104,397 млн., прокатная плата – $44,091 млн. Это долгие годы было рекордом всех «независимых» кинокомпаний. Довершением триумфа стали несколько номинаций на премию «Оскар», из которых, правда, лишь одна (за режиссуру) была реализована. 3 – Они взяли за основу роман Чарльза Уэбба, якобы автобиографический, на чём настаивают создатели недавней иронической мелодрамы «Ходят слухи» /2005/.
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
В целом фильм — никакой… да, есть забавные моменты, есть моменты, где ты переживаешь за героя, но все это быстро забывается. Фильм очень оригинально снят, но сюжет, как ни крути подается отдельно нарезанными кусками, никак не связанными друг с другом (не считая сюжета, конечно же).
Актеры играют на подобающем уровне для фильмов 60-х, но сейчас их игра смотрится больше забавной, чем искренней. Особенно переигрывают девушки (хотя с чудесной миссис Робинсон у меня претензий никаких), видно как они тараторят заученный текст. Это сильно бьет по атмосфере фильма, если учесть, что и без того она довольно слабенькая.
Единственным неоспоримым плюсом в фильме является музыка — она волшебна! Она идеально вписывается в фильм. Очень мне понравился Дастин Хоффман, я просто не могу поверить, глядя на некоторые моменты фильма, что он там просто играл, а не жил. Очень убедительно! Но и это не смогло оставить незамеченным безликость фильма — у него нет ни лица, ни какой-то внутренней атмосферы.
В моментах, где надо сочувствовать или сопереживать герою — ты не чувствуешь ничего, а где надо улыбаться — ты улыбаешься только потому, что понимаешь, что тут так надо…
4 из 10
|
На мой взгляд, хороший фильм. Здесь нет пошлости, несмотря на основную завязку сюжета (почему-то часто вижу сравнения этого фильма с "Американским пирогом"), нет нецензурной лексики, да и постельные сцены весьма невинные (от слова "постель", потому что двое лежат там под одеялами). Нет ничего предосуждающего в этом фильме, если только, возможно, необычная тема для фильма для тех лет (но я не уверена на 100 %). Впрочем, фильм звезд с неба не хватает - он хорош, но отнюдь не шедеврален. Сюжет в фильме волнует, держит в напряжении, но абсолютно не поражает (в наши-то года). Актеры играют хорошо, но не более (многие играют хорошо). Диалоги обычные, ничем не выдающиеся. И концовка вполне ожидаемая, не поражающая развязка. Этот фильм можно смотреть, он интересный, но и ожидать, что это шедевр кинематографа тоже не стоит.
7 из 10
|
Несмотря на свой фактический возраст (30 лет), Дастин Хоффман весел и убедителен в роли неопытного молодого человека, соблазненного женой-алкоголичкой партнера его отца. Прекрасный саундтрек Саймона и Гарфанкеля идеально подходит к этому великолепному фильму. Это одна из тех историй взросления, которые выдержали испытание временем, хотя бы из-за тем.
|
| | |