|
| | |
всего сделано правок - 67, последняя: 2023.01.15
| | | Вся президентская рать
Названия | | All the President's Men |
Первый показ | | 1976.04.04 (США) |
Проголосовало | | 12 чел. | | |
|
|
С того момента, как репортёры влиятельного делового издания «Вашингтон пост» взялись за расследование этой истории, Америка замерла в ожидании. Скандал, вошедший в историю под кодовым наименованием «Уотергейт», по названию отеля, где произошло преступление, низложил всех: Президента Ричарда Никсона, сенаторов, дипломатов — и окончательно подорвал доверие граждан к институтам власти. В основу сценария была положена книга Боба Вудворда (Роберт Редфорд) и Карла Бернстайна (Дастин Хоффман). |
© Евгений Нефёдов, 2009.07.31 | Авторская оценка: 8/10 |
А я ещё сомневался: не послышалось ли, что звуки от клавиш печатной машинки, показанной во вступительных кадрах крупным планом, поразительно напоминают выстрелы? Но это действительно – потрясающая находка звукорежиссёра, столь необычным решением1 подчеркнувшего лейтмотив фильма. Ёмкая фраза о том, что «словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести»2, во второй половине XX столетия – на Западе! – получила своё уточнение. Отныне это самое слово, причём в первую очередь – слово печатное, оказалось официально возведено в ранг оружия. Высокоточного оружия массового поражения.
Любопытно, что буквально накануне Алан Дж. Пакула привлёк к себе внимание злободневным политическим триллером «С точки зрения параллакса» /1974/, хотя и вписывавшимся в актуальную тогда волну произведений о «теории заговора», но всё же – построенным на почти фантастическом допуске. Есть своя логика в том, что именно на его кандидатуре3 остановился Роберт Редфорд, приобрётший за $450 тысяч права на экранизацию хроникальной книги у её авторов и одновременно – главных действующих лиц, который взял на себя продюсерские функции. Присущие режиссёру острый ум и наблюдательность, достойные учёного-исследователя, позволили по шагам, чрезвычайно скрупулёзно реконструировать на экране обстоятельства «Уотергейтского дела», взятого в оборот двумя репортёрами. Пакула, надо полагать, намеренно добивался эффекта отсутствия и тени скандальной сенсационности. Вудвард и Бернстайн, изображённые ведущими «звёздами» той эпохи без грана позёрства, упорно, методично, чуть ли не на свой страх и риск, не обращая внимания на всеобщее равнодушие и даже скепсис собственного начальства, добывают по крупицам конфиденциальную информацию, ведя бесконечные телефонные разговоры, опрашивая участников и очевидцев, сопоставляя полученные из разных источников данные и т.д. Да и сама логика развития частного расследования, казалось бы, свидетельствует о тщетности усилий тандема амбициозных идеалистов, в кульминационный момент… не добивающихся ничего. Лишь после, за скромной и сухой развязкой, следует упоминание о том, чем же статьи Боба и Карла обернулись в общеполитических масштабах.
Название не случайно намекает на знаменитое шуточное четверостишье Льюиса Кэрролла, на сатирический подтекст которого обращал внимание, если не ошибаюсь, ещё Карл Маркс. Практика доказала, что и вся президентская рать неспособна собрать современного Шалтай-болтая, иными словами – устранить пороки и злоупотребления, без которых, по мнению вхожих в высшие круги лиц, попросту невозможно устойчивое функционирование т.н. демократической системы. Картина Пакулы, ожидаемо вызвавшая внушительный резонанс в момент появления4, ценна не только исторической достоверностью, но и осмыслением процессов осторожной, внешне незаметной, «грамшивской» битвы за умы граждан, нередко – дающей более надёжные результаты в смене исторических вех, чем шумные революции.
__________ 1 – Наложением двух упомянутых звуков. 2 – Из стихотворения советского поэта Вадима Шефнера под названием «Слова» /1956/. 3 – Правда, после отказа англичанина Джона Шлезингера, справедливо рассудившего: реализацию такого проекта должен осуществить американец. 4 – При бюджете $8,5 млн. прокатная плата составила $30 млн., обеспечив ленте второе (после шедевра «Кто-то пролетел над гнездом кукушки» /1975/) место в сезоне.
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
| | |