|
| | |
всего сделано правок - 81, последняя: 2023.01.15
| | | Экскалибур
Названия | | Excalibur / The Knights |
Первый показ | | 1981.04.10 (США) |
Средний балл | | нужно больше оценок |
Проголосовало | | 7 чел. | | |
|
Место в рейтинге | | фильм ещё не попал в рейтинг |
|
Экскалибур — это меч легендарного короля Артура (Найджел Терри), воспетого трубадурами и менестрелями, правившего Англией в те славные времена, когда достойные рыцари восседали на своих местах за Круглым столом, поднимая чаши за здравие Его Величества и окончательную победу над злом. В той древности люди больше полагались на предсказания магов и наговоры колдунов, нежели на силу разума и свой опыт. Однако именно тогда заклинания и пророчества уступили свое место тому, что называем здравым смыслом… |
© Евгений Нефёдов, 2007.04.23 | Авторская оценка: 7/10 |
Обратившись к знаменитому роману «Смерть Артура» Томаса Малори1, Джон Бурмэн создал – не столь на средневековом, сколько на мифологическом материале – нечто неописуемое словами. Зрелище, визуально завораживающее, от натурализма восходящее к высокому символизму, грандиозное не только по своему размаху, но и по глубине мысли. Справедливости ради, впрочем, не помешает отметить, что «Экскалибур», закономерно снискавший тёплый приём у зрителей2, оказался в достойной компании, разделив успех с другими заметными историко-приключенческими кинофантазиями сезона. Здесь и спилберговские «Искатели потерянного ковчега», и «Бандиты во времени», и «Битва титанов»…
История Артура, наречённого стать едва не самым выдающимся королём Англии, поведана не просто увлекательно и страстно. Нечасто в подобных постановках, включая прочие киноадаптации чрезвычайно популярной легенды, обнаружишь яркую, причём далеко не тривиальную, авторскую трактовку. Трактовку, не только сообщающую рассказу новый, злободневный смысл, но и придающую воистину вневременной характер. Особенно впечатляет образ Мерлина – великого волшебника, остающегося человеком необоримой силы, даже осознавая свою (и богов, коим поклоняется) ничтожность перед лицом единого и всемогущего Бога, овладевающего умами миллионов в стремительно христианизирующемся мире. Он готов прибегнуть к хитрости и коварству, однако непреклонен в достижении цели, всячески помогая понять и принять своё предопределение юному Артуру – властителю, рождённому посреди мрака и насилия, но призванному положить начало новому порядку. Тому порядку, символом которого должен стать Священный Грааль. Однако и судьба самого короля вовсе не обещает идиллию, карая в тот момент, когда человек утратил ощущение реальности, свернул с верного пути… Появление молодого Ланцелота Озёрного, неожиданно влюбившегося, добившись ответных чувств, в Гвиневеру, по-своему тоже закономерно. Наконец, ведьмы Мордред и Моргана, давние соперницы Мерлина, олицетворяют зловещие, разрушительные силы, также довлеющие на Историей.
Мучительные, подчас преисполненные парадоксов размышления Джона Бурмэна о природе власти, о назначении и границах дозволенного отдельной личности во многом созвучны идеям, высказанным выдающимся британским режиссёром в предшествующих работах. И в то же время – замечательно вписываются в общекинематографический контекст, вызывая в памяти картины и Сергея Эйзенштейна, и Лоуренса Оливье, и Стэнли Кубрика.
__________ 1 – Правда, в интерпретации своего современника – Роспо Палленберга, вместе с которым режиссёр написал сценарий. 2 – Кассовые сборы в США составили $34,96 млн., прокатная плата – $17,1 млн.
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
| | |