|
| | |
всего сделано правок - 228, последняя: 2023.01.15
| | | Апокалипсис сегодня
Первый показ | | 1979.05.19 (Франция) |
Проголосовало | | 310 чел. | | |
|
|
Капитан Бенджамен Уиллард (Мартин Шин) получает сверхсекретное задание – найти в джунглях Камбоджи и физически уничтожить полковника Уолтера Э. Курца (Марлон Брандо). Офицер с блестящим послужным списком, по версии командования, помутился рассудком, поскольку дезертировал и вместе с группой преданных людей основал в соседней с Вьетнамом стране некое подобие собственного государства. По пути Уиллард открывает и иные проявления военного безумия, олицетворениями которого выступают, в частности, эксцентричный подполковник Билл Килгоур (Роберт Дюваль) и тронувшийся умом фоторепортёр (Деннис Хоппер), боготворящий Курца так же, как и все вокруг… |
© Евгений Нефёдов, 2006.08.03 | Авторская оценка: 10/10 |
По известной шутке, на те деньги ($31,5 млн.), которые Коппола потратил на производство картины, можно было бы вести войну во Вьетнаме ещё долго. Вообще же американские историки затянувшийся, но некоторое время выдававшийся за локальный конфликт сегодня-то без лишних раздумий включают в список этапных событий XX века. Режиссёр, вероятно, предвидел нечто подобное, приступая к съёмкам в 1976-м, через год после того, как войска покинули Индокитай, хотя первопроходцем стать не успел, уступив Чимино и Эшби. Фильм имел громадный коммерческий успех, принеся $37,98 млн. прокатной платы, получил Гран-при в Канне, две премии «Оскар». И тем не менее упомянутая шутка по-особому лукава, поскольку подразумевает не только денежную сторону вопроса: имеются в виду, скорее, те неимоверные усилия, какие режиссёру пришлось приложить для реализации проекта, который сам по себе следовало бы сопоставить с заданием, полученным Уиллардом… Возможно, пройдёт время, и куда более ярким свидетельством о вьетнамском конфликте, чем исторические документы, останутся произведения искусства (именно с «Апокалипсисом сегодня» во главе) – подобно тому, как Троянскую войну мы знаем по «Илиаде» и «Одиссее».
И всё-таки даже вьетнамская проблематика, как и невольное предсказание судьбы Камбоджи, ценна в фильме не сама по себе. «Апокалипсис сегодня» основан на антиколониальном, антиимпериалистическом романе «Сердце тьмы» /1902/ Джозефа Конрада, критически и даже скептически встретившего новомодную теорию Ницше, которого (наряду с Киплингом и поэтом Т.С. Эллиотом) читает Курц в поисках ответов. Полковник как раз предстаёт идеальным сверхчеловеком, не просто не считающимся со средствами, заливая джунгли людской кровью, но и отмеченным печатью особого благородства, дарующего своим адептам рай – рай сюрреалистический, наркотический. «Его нельзя судить, исходя из привычных представлений», – в исступлении лепечет журналист, встретивший капитана, чьё появление полковник давно ждал и приветствует, так как тяготится взятой на себя ролью божества во плоти, «сотворённого кумира». Безумие достигает кульминации в эпизоде (являющемся, как известно, аллюзией на финал эйзенштейновской «Стачки» /1924/) ритуального приношения в жертву быка, когда должен свершиться приговор. Но оно, это безумие, всё же не сродни выходкам Килгоура, играючи («люблю запах напалма поутру») организовывающего кровавые акции. И, более того, истинным, подспудным стремлениям Запада – добиться глобального господства, исчерпывающе раскрытым в сцене «психологической атаки» звеном вертолётов под музыку Вагнера «Полёт валькирий» (в скандинавской мифологии – дев, решающих по воле Одина исход сражений). Ибо как раз Курц, осознавший превосходство духа вьетконговцев, понимает, что намерениям сбыться не суждено… Словно воспроизведя на материале событий XX века дантов «Ад», по кругам которого шествует Уиллард, Коппола раскрыл одну из ключевых для человечества проблем, проблему власти, – во всей глубине и противоречивости.
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
Самый крутой амереканский фильм. Самая замечательная военная драмма и трилер. Фильм известен одной фразой. Обажаю запах нопалма по утрам - это запах победы...
|
Шедевр - и этим все сказано. Самый провокационный, глубокий и красивый американский фильм, вся гениальность которого в игре на противоречиях: нежность и жестокость, величественная музыка Вагнера в небе и огненный шторм на земле, страх и мужество, тление и жизнь, свобода и рабство - все сплавилось в одной киноленте. Непередаваема эстетика фильма, единство музыки и картины происходящего, будь то вертолетная атака под "Полет валькирии" Вагнера или падающие с неба под неторопливую песню "Doors" бомбы. "Апокалипсис сегодня" был и остается классикой кинематографа: за него можно простить американцам всю ту "жвачку", что массовыми тиражами выпускает Голливуд.
|
Фильм мощный, красивый. Смотреть его тяжеловато, не советовал бы просто от нечего делать. Смотря этот фильм надо знать, что тебя ожидает в переди. Начинается фильм мощно! эпизод с вертолетной атакой потрясает! где-то с середины фильм (последний форт-пост Американцев на реке у моста) и без того не веселый мрачнеет. Концовка тяжелая, ощущения после просмотра тягостные
|
Очень запомнился эпизод с расстрелом лодки вьетнамцев и попыткой как-то загладить вину... Фильм эффектен, прежде всего, визуально - как и остальные картины Копполы. Хотя и смысловая нагрузка большая. Но она больше дается через образы и атмосферу, а не диалоги. Иначе исчезло бы мрачное очарование фильма. Кстати, в авторской версии, эстетика картины исчезает, испорченная как-раз "шумными" комментариями.
|
3 часа наркотического бреда. Как можно к этому относиться серьезно? Если хотите увидеть настоящий фильм о войне во Вьетнаме, посмотрите Взвод (Platoon).
|
Осторожно, артхаус.
Балл за шлюх из плейбоя.
2 из 10
|
| | |