Скажите мне, кто более культовый режиссер в глазах масс, и я отвечу: «Правильно Педро Альмодовар». Только вот массы практически ничего кроме «Возвращения», где вновь блеснула Пенелопа Крус, не смотрели. А есть у эпатажного испанца пара-тройка НУ ОЧЕНЬ достойных работ, вошедших в золотой фонд кинематографа.
«Женщины на грани нервного срыва» сняты в далеком 1988 году, и по общей картинке очень отличаются от того, что снимает Альмодовар сейчас. Вплоть до «Все о моей матери», как ни странно, он снимал китчевые душераздирающие мелодрамы на грани бурлеска, используя самые кричащие тона и костюмы, превращая зачастую серьезные сюжеты в третьесортное «мыло». Но в этом то и было очарование Альмодовара, то, что принесло ему всемирное признание.
Как-то Жан Кокто написал душераздирающий текст «Человеческий голос», пьесу в одном действии, главная и единственная героиня которого двадцать пять минут изливает кому-то в трубку все свои горести и страдания. Педро Альмодовар, положив глаз на этот монолог, умудрился в своей неповторимой манере размазать его на полтора часа, подарив их одной из своих любимых актрис, Кармен Мауре. Тоже любопытный феномен, почетно быть «актрисой Альмодовара», его фильмы — великолепная возможность реализации актера, особенно женщины, персонажи — предельно ярки, да и имя у режиссера всемирное… Практически нигде я его дамочек больше не видел, разве что в третьесортных испанских драмках, исключение составили Гаэль Гарсия Берналь, который и до этого сколотил себе чуток славы еще в Мексике, Пенелопа Круз, и Антонио Бандерас, наверно, с красными ушами вспоминающий старые фильмы Альмодовара.
«Женщины на грани нервного срыва» — многослойная лента. Первое, что мы видим бурлескная комедия, несколько дней из жизни актрисы дубляжа Пепы. Лично мне не кажется, что женщина именно так переживает разрыв, но не зря же Педро Альмодовар получил звание знатока дамских душ? Горе Пепы несколько странно, когда она говорит по телефону, то создается стойкое ощущение, что она не любовника своего ищет в Мадриде, а сама старается предотвратить террористический акт. Гаспаччо с лошадиной дозой снотворного и подожженная кровать еще больше размывает реальность происходящего. Искажение настоящих эмоций усугубляется сюжетными завихрениями с сумасшедшей женой Ивана, подруги, скрывающейся от террористов, пасынком, который эту подругу ни с того ни сего утешает, пока его невеста, бесцеремонно выпившая гаспаччо… Роси де Пальма — тот апогей искажения, до которого дошел Альмодовар, кто видел ее лицо, тот не сможет не согласиться.
Так ли на самом деле переживает среднестатистическая женщина расставание? С перестрелками в аэропорту? Что ж, скорее всего, будь в этом обществе позволено чуть больше, так бы все и было.
К сожалению, после триумфальных «Женщин на грани нервного срыва» Альмодовар расстался с Кармен Маурой по личным причинам. Он ей будто бенефис подарил, столь же ярко, чуть позже, сыграет Сесилия Рот во «Все о моей матери», пожалуй вершине творчества Педро Альмодовара. Сегодня 1988 год является важной вехой для самого испанского режиссера и всего искусства кино в целом.
|