|
| | |
всего сделано правок - 136, последняя: 2023.01.16
| | | Психо
Первый показ | | 1960.06.16 (США) |
Проголосовало | | 109 чел. | | |
|
|
Фильм начинается, как рядовой детектив: прихватив деньги солидного клиента своего босса, красотка Мэриэн Крэйн (Джанет Ли) тайно покидает родной город, оставив и жениха Сэма Лумиса (Джон Гэвин), и сестру Лилу (Вера Майлс). Но, остановившись в безлюдном, не внушающем ничего, кроме тревоги, мотеле некого Нормана Бейтса (Энтони Перкинс), парня общительного и доброго, она даже не успевает пожалеть о неудачном выборе: гостью убивают, расчленив ножом в ванной комнате, где Мэриэн решила себе на горе принять душ. Причину исчезновения небезвинной женщины, разумеется, пытаются установить Сэм и Лила. И если бы не счастливая случайность… |
© Евгений Нефёдов, 2006.07.24 | Авторская оценка: 10/10 |
Раскрыть тайну, включающую далеко не только ответ на классический вопрос «Кто убил?», было бы настоящим преступлением по отношению к, безусловно, самому совершенному и пугающему хичкоковскому произведению! Дело не только в том, что потенциальные зрители лишатся возможности лично пережить сильнейшее эмоциональное потрясение, узнав о том, что… Будут грубейшим образом нарушены правила тонкой эстетической «игры», сочинённые мастером и не слишком опытным сценаристом Джозефом Стефано, – игры в дознавателя, своеобразного «человека, который хотел бы узнать побольше». Продуманные до тончайших нюансов кадры, особенно крупные планы лиц, словно заранее нагнетают в мотеле атмосферу сумасшествия, выдающую присутствие «психопата» (дословно название переводится именно так!) или, точнее, разлитого в воздухе «психоза». Той же задаче подчинена внезапная, повергающая в шок жанрово-сюжетная инверсия, уже в середине повествования создающая уникальный эффект, когда зритель отрешается от безнадёжных попыток предсказать ход авторских мыслей, оказавшаяся усвоенной кинематографистами в лучшем случае спустя три с половиной десятилетия. Не помогают даже многочисленные намёки, двусмысленные детали, мастерски обыгранные оператором Джоном Л. Расселом, достигшим высот мастерства в сцене в душе – и вопреки жесточайшим препонам со стороны цензуры! А оригинальную музыку Бернарда Херманна, сыгранную исключительно на струнных инструментах, звучащую контрапунктно по отношению к классической 3-ей симфонии Бетховена, обожаемой Бейтсом, и сам Хичкок считал на треть обеспечившей нужное воздействие.
Впрочем, не менее принципиально, что и на идейно-тематическом уровне автор вовсе не ограничивался решением узкоспециального круга задач, как утверждали недоброжелатели режиссёра. Хотя картина действительно поражает дотошностью, с какой воспроизводится фрейдистская символика, – и глубиной проникновения в подсознание человека, страдающего тяжёлой формой некрофилии, отягощённой раздвоением личности и «эдиповым комплексом». И тем не менее при всех уникальных формальных новациях «Психо», разумеется, много глубже. История, внешне напоминающая сенсационную заметку в провинциальной газете, послужила лишь поводом для грандиозного послания человечеству – предостережения об опасности тотального психоза, постепенно и скрытно овладевающего разумом людей, которые внешне-то остаются нормальными. В одном из ключевых (и дающем ключ к пониманию следующего шедевра маэстро, «Птицы» /1963/) эпизодов Норман демонстрирует Мэриэн, которая, как известно, далеко не безвинна, свою гордость – чучело птицы. И сразу – берётся обвинять во всех смертных грехах уже не только её. Всегда есть некто, кто выбран неведомой, потусторонней силой расплачиваться за совершаемые на протяжении веков преступления, нестерпимо страдая в ожидании всё новых жертв. Жертв не столько расстройства и изъянов психики, сколько – психоза, привитого цивилизацией.
При жизни маэстро никто не отважился на продолжение, лишь только потом появились фильмы «Психо 2» (1983), «Психо 3» (1986) и «Психо 4: Начало» (1990). А в 1998 году режиссер Гас Ван Сэнт сделал полный римейк фильма Хичкока - тот же сценарий, те же мизансцены, та же музыка, - но только в цвете и с другими актерами... |
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
Фильм потрясающий. Вроде и обычный триллер с примитивным сюжетом, но почему-то цепляет. Если бы не две сцены с БОЁВКОЙ, поставил бы десяточку. А так, за эти две сцены с БОЁВКОЙ ставлю минус, ибо мне от этого больше смеяться хотелось.
|
| | |