|
| | |
всего сделано правок - 122, последняя: 2023.01.12
| | | Головокружение
Названия | | Vertigo / 'Vertigo' / Alfred Hitchcock's Vertigo / Darkling I Listen / Fear and Trembling |
Первый показ | | 1958.05.09 (США) |
Проголосовало | | 26 чел. | | |
|
|
Бывший полицейский, ныне частный сыщик Джон Фергюсон по прозвищу «Скотти» (Джеймс Стюарт) по просьбе школьного друга Гэвина Элстера (Том Хелмор) соглашается последить за его женой Меделайн (Ким Новак). Страдающий акрофобией, то есть боязнью высоты, Джон оказывается невольным очевидцем её самоубийства, будучи не в силах чем-либо помочь женщине, которую успел полюбить. Проходит время, и судьба преподносит Фергюсону встречу с некой Джуди Бартон (Новак), кажущейся, вопреки всем доводам рассудка, вылитым двойником покойной миссис Элстер… |
© Евгений Нефёдов, 2006.09.28 | Авторская оценка: 9/10 |
В момент своего появления картина не произвела сильного впечатления на публику, как не вызвала особого резонанса и отреставрированная версия, выпущенная на экраны в 1996-м, когда «Головокружение» мало кто не причислял к безусловной классике. И ещё удивительнее и досаднее факт всего одной номинации на «Оскар». Хичкок сумел виртуозно использовать сложную, тонко сплетённую любовно-детективную интригу, позаимствованную из адаптированной Алеком Коппелом и Сэмом Тейлором книги «Из мира мёртвых» Пьера Буало и Томаса Нарсежака. В «Головокружении» режиссёр идеально воплотил свой знаменитый принцип, бросая вызов самому проницательному и эрудированному зрителю, ибо подлинное, граничащее с мистикой напряжение возникает лишь во второй половине – после мнимой кульминации с гибелью Меделайн. Явно намекая на собственную более раннюю «Ребекку» /1940/, режиссёр остроумно подводит к мысли о возможном переселении душ, тем более что миссис Элстер, как «Скотти» узнаёт в ходе расследования, почти повторила участь своей прабабушки, покончившей с собой столетием ранее, в 1857-м, на чей портрет она феноменально похожа. Одновременно – намекая на серьёзные душевные проблемы самого Джона, во фрейдистском духе (продолжая линию «Завороженного» /1945/?!) трактуя происхождение психической травмы, полученной в глубоком детстве. Не случайно снискал известность эпизод с визуальным сопоставлением лиц Джуди, испытывающей невыносимые муки совести, и находящегося в экстазе Фергюсона.
Но возвращающий на церковную колокольню финал, позднее ставший объектом цитирования и пародирования, всё равно непредсказуем и искусен, поражая монтажным и прежде всего изощрённым операторским (одна из лучших работ Роберта Беркса) решением. Даже демонстративно рационалистическая развязка (Фергюсон раскрывает тайны, тем самым, превозмогая боль, – сознательно отказываясь счастья) вовсе не разрушает ощущение, что «Головокружение» являет собой редчайший пример метафизического детектива. В который раз Хичкок, даже оставаясь, условно говоря, материалистом (и в том действительно следуя за Зигмундом Фрейдом и Карлом Юнгом, чьи идеи маэстро воплощает всё более тонко, художественно убедительно), разрушает, подтачивая изнутри, миф о всесилии рассудка. Никаких тайн не остаётся – но своеобразный грех (подлинное «горе от ума») «Скотти» заключается именно в проницательности, в профессиональном, возведённом в привычку стремлении докапываться до истины. Сам-то Хичкок, выстраивающий целую систему символов (чего стоит лишь полуразрушенная католическая церковь, где прибежище находят разве что стаи птиц!), как раз сохраняет пиетет перед трансцендентным – и это относится не только к возможности метемпсихоза… Львиную долю успеха фильма следует, безусловно, отнести на счёт отличной, именно головокружительной игры Стюарта, даже если актёр впал в немилость режиссёра, объяснившего коммерческую неудачу ленты уходящей популярностью уже немолодого, пятидесятилетнего кумира.
Экранизация романа французских писателей Пьера Буало и Тома Нарсежака "Из мира мертвых". |
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
| | |