|
| | |
всего сделано правок - 57, последняя: 2023.01.15
| | | Поезд-беглец
Названия (рус.) | | Сбежавший поезд |
Первый показ | | 1985.11.15 (США) |
Проголосовало | | 16 чел. | | |
|
|
Взломщик сейфов Оскар Манхейм (Джон Войт), известный как Мэнни, находится в особом почёте у заключённых из-за необоримой тяги к свободе, которую не в силах обуздать даже Рэнкен (Джон П. Райан) — начальник той самой тюрьмы, где Оскар отбывает срок. Отсидевший три года в клетке и выпущенный по решению суда, он тут же осуществляет новый побег. Мэнни и присоединившийся к нему другой уголовник, Бак (Эрик Робертс), забираются в локомотив, не подозревая, что у машиниста случился сердечный приступ и что, следовательно, беспрерывно набирающий скорость поезд — неуправляем. | © Евгений Нефёдов, World Art |
© Евгений Нефёдов, 2010.12.23 | Авторская оценка: 7/10 |
Как известно, Акире Куросаве не удалось реализовать несколько многообещающих проектов в Голливуде, в то время как кинематографисты и чиновники в СССР создали режим наибольшего благоприятствования для осуществления им экранизации книги Владимира Арсеньева «Дерсу Узала». Но у нас есть особый повод для гордости ещё и потому, что сценарий мэтра1, написанный по сюжету Рюдзо Кикусимы и Хидэо Огуни, реализовал Андрей Кончаловский, всё-таки остававшийся режиссёром советским, даже когда получил возможность снимать в США. По его воспоминаниям, Джона Войта настолько впечатлил «Первый учитель» /1966/, что тот сам предложил сотрудничество и в итоге – исполнил одну из лучших своих ролей, хотя и уступив премию «Оскар»2 Уильяму Хёрту.
Остаётся лишь удивляться, почему фильм, не обделённый в зрелищном отношении3 и держащий на протяжении всего просмотра в изрядном напряжении, не сумел заинтересовать широкую публику, собрав в национальном прокате лишь $7,936 млн. Драматизм, обуславливающий переживания за судьбы Мэнни и Бака, вырвавшихся из неволи, чтобы очутиться в другом, ещё более опасном положении, достигает апогея в тот момент, когда выясняется, что на поезде-беглеце находится Сэра – работник железной дороги, которая тоже не в состоянии ничего сделать. Пограничная ситуация, усугублённая тотальной неопределённостью, оказывается серьёзным (ещё чуть-чуть – и непосильным!) испытанием для двух матёрых преступников с закалённой психикой. Разбушевавшаяся метель с пронзительным ветром и снегом, нещадно слепящим глаза, дополняет суровую картину.
Разумеется, Кончаловского, как и Куросаву, державшего в уме подлинный инцидент, заинтересовала не исключительность истории как таковая. Бросаемая Мэнни в ходе драки с навязавшимся напарником фраза, что он, дескать, не зверь, а хуже – человек, получает продолжение под занавес, когда действие венчает выдержка из умозаключений шекспировского Ричарда III: «Бывает зверь жесток. Но даже в нём есть жалость. Нет жалости во мне, а значит, я не зверь». «Поезд-беглец» – это исследование людской натуры, в котором достоверность характеров и чётко, местами натуралистично выписанная социальная среда позволяют преодолеть некоторую искусственность (многозначительность, грозящую обрасти тяжеловесной символикой) исходной предпосылки. Произведение о сильной личности, непрестанно черпающей энергию в преодолении противодействия со стороны реальности и познающей наивысший миг собственного существования – обретение абсолютной (к тому же, подслащённой местью давнему врагу) свободы, но и с неотвратимостью принимающей свою судьбу, уступая дорогу Баку и Сэре.
__________ 1 – Правда, в переработке американских драматургов Джордже Миличевича, Пола Зиндела и Эдварда Банкера, причём последний отчасти опирался на личный опыт пребывания за решёткой. 2 – Как и Эрик Робертс, воплотивший образ со второго плана, и Генри Ричардсон, покоривший динамичным монтажом. 3 – Бюджет в $9 млн. (по некоторым данным – все $13 млн.) являлся внушительным для «независимой» кинокомпании.
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
| | |