Главная героиня фильма, Таэко, в совершенно блестящем исполнении Когуре Мичио, не в ладах со своим мужем, своей жизнью, подругами и, прежде всего, сама с собой. За отсутвием детей, муж, молчаливость и терпеливость которого Таэко принимает за глупость, служит прекрасной мишенью для вымещения на нем неудовлетворенности Таэко собой и своей жизнью. Она лжет мужу, насмехается над ним со своими подружками, обзывает дуболомом, считает некультурной деревенщиной. Ей нужны курорты, театры, путешествия первым классом, светская жизнь. Жизнь с мужем кажется ей скучной, лишенной остроты - того шика и романтики, которые она, дочь богатой семьи, видимо воображала вступая в брак.
Муж ее, Шин, начальник машиностроительного отдела крупной корпорации, человек крайне уровновешенный и спокойный, как и всякий мужчина, в отличие от скучающей и стремящейся к ненужной драме жены, ищет в семье мира и покоя, а потому старается избегать конфликтов с Таэко, не желает с ней спорить и делает вид, что верит в ее ложь. Лишь однажды он выдает себя, встав на сторону племянницы, которую Таэко старается склонить к договорному браку, заявив, что если жена заставит племянницу выйти замуж против воли, ее брак будет таким же несчастливым, как их собственный. Он, как и его друзья, видит красоту в простых, казалось бы, тривиальных вещах - в голубом небе, созвездии Южный Крест над Малаккским проливом, дешевых сигаретах, простой и вкусной еде, путешествии поездом в третьем классе.
Прекрасная работа Одзу. На первый взгляд, столь же банальная и невзрачная, как пресловутый рис с зеленым чаем, но требующая, как всякая прописная истина, мудрости для понимания и, как всякая простая вещь, неиспорченного вкуса для наслаждения. Она о том, что счастье в браке состоит не в роскоши, небанальности или насыщенных отношениях, а в мирной и тихой радости простым, но привычным и надежным вещам вместе с близким человеком. Однако достичь можно счатстья можно лишь в случае, если супруги достигли мира сами с собой. Снята кинокартина с такой же простотой и элегантностью, в которой состоит супружеская любовь - затяжные, статичные кадры и неспешное повествование. При этом фильм вовсе не кажется затянутым, не теряя увлекательности на протяжении всего киноповествования и развлекая зрителя мягким юмором и психологическими наблюдениями.
|