World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Музыка     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рецензии и биографии | Рейтинг кино и сериалов | База данных по кино | Кинопрокат   
тип аккаунта: гостевой  

 Основное
-авторы (69)
-релизы
-связки


 Промо
-постеры (39)
-кадры (14)
-трейлеры


 На сайтах
-imdb
-mojo
-film.ru
-kinopoisk


 Википедия
-wikipedia
-википедия


 Для читателей
-написать отзыв
-нашли ошибку?
-добавить информацию
-добавить фильм

Над страницей работали:
yuonha
Contributor



буду смотретьсмотрюпросмотреноброшенов коллекциивсе спискичитать отзывы (1)редактировать<-->


Бразилия


НазванияBrazil / 1984 and 1/2 / 1984½
ПроизводствоВеликобритания
Форматполнометражный фильм
Хронометраж131 мин.
Жанркомедияфантастикакинофантазия
Первый показ1985.02.20 (Франция)
Бюджет$15,000,000
Мировые сборы$9,929,135 (сборы США)
РежиссёрТерри Гиллиам
Сценарий, идея Чарлз МакКеон, Том Стоппард и другие
КомпозиторМайкл Камен
В ролях Джонатан Прайс, Роберт Де Ниро, Кэтрин Хелмонд, Йен Холм, Боб Хоскинс, Майкл Палин и другие


Средний балл8.2 из 10
Проголосовало
106 чел.
Место в рейтинге654 из 6125
Проголосуйте 





Краткое содержание

Сэм Лаури (Джонатан Прайс) вполне доволен своей участью мелкого служащего Министерства информации, работая в бесперспективном с точки зрения карьерного роста Департаменте архивов. Необъяснимо для самого себя он влюбляется в прекрасную девушку (Ким Грайст), увиденную во сне. Чтобы найти её, Сэму приходится принять предложение о переводе в Департамент извлечения информации. Волей-неволей Лаури оказывается вовлечён в неприятнейшую историю с просчётом, допущенным совершенной бюрократической машиной, с деяниями благородного террориста Арчибальда Таттла (Роберт Де Ниро) и расследованием, которое ведёт его старый друг Джек Линт (Майкл Пэйлин).

© Евгений Нефёдов, World Art



Кадры из фильма
посмотреть все кадры [14]


Рецензия
© Евгений Нефёдов, 2011.02.04Авторская оценка:  9/10

Близкий по духу фильм



4 льва, 2010

Великобритания…

– Это, наверное, какая-то ошибка… – неуверенно заявляет Джилл Лейтон, ставшая свидетельницей ареста соседа этажом ниже.
– Ошибка? У нас не бывает ошибок.

Даже если б далее не последовал остроумный гэг с наглядной демонстрацией эффективности работы Системы («Как это типично: перешли на метрическую систему, а нам не сказали»), этот краткий обмен репликами всё равно бы ёмко выражал суть авторского послания.

Рабочим названием фильма был вариант «1984 и 1/2» («Тысяча девятьсот восемьдесят четвёртый с половиной»). Однако в данном случае речь не идёт о прямом1 или косвенном развитии событий знаменитой антиутопии Джорджа Оруэлла, киноверсия которой, к слову, параллельно снималась Майклом Рэдфордом и вышла на экраны чуть раньше. Более того, говорить о следовании в «Бразилии» канонам своеобразного жанра в его традиционной разновидности не совсем корректно. Терри Гиллиам производит с устоявшейся художественной схемой примерно те же манипуляции, какие драматург Том Стоппард, прозорливо приглашённый в соавторы по написанию сценария, проделал с небезызвестной шекспировской трагедией. А присутствие в заглавии дробного числа, не говоря уже о роскошной цитате в прологе, должно натолкнуть на мысль: нам предстоит увидеть «Оруэлла глазами Федерико Феллини». Впрочем, такое сочетание могло зародиться только в воспалённом мозгу ярого приверженца английского юмора абсурда, пусть и американца по месту рождения…

Сразу оговоримся: режиссёр не принижает критический пафос антиутопий. Сколько нервов было потрачено в противостоянии с Сидом Шайнбергом, одним из руководителей студии Universal Pictures, настоявшим на съёмке «хэппи-энда» в духе «Любовь побеждаёт всё» и едва не выпустившим картину в таком виде в кинопрокат2. Именно трагический финал помогает расправиться с забрезжившей надеждой, в данном случае – весьма наивной. Мало того, что глупейший ляпсус, усугублённый безупречными с бюрократической точки зрения мероприятиями сотрудников всепроникающего министерства, действительно имел место – и действительно покалечил судьбу нескольких «маленьких» людей. Заурядные ремонтники (особенно выразителен Боб Хоскинс в образе Спура!) легко устраивают локальный бытовой кошмар. Дети играют в арест, и в самом деле впечатляющий, сопровождаясь эффектным штурмом и помещением человека в специальный мешок – смирительную рубашку усовершенствованного фасона. Подследственным приходится оплачивать услуги государства по… их собственному допросу. На улицах, в ресторанах и в магазинах раздаются куда как реальные, уносящие десятки жизней взрывы, о происхождении которых остаётся, содрогаясь, лишь догадываться, узнав, что особо опасный террорист Таттл (не Баттл!) к ним непричастен. По косвенным признакам (скрупулёзно стенографируемые истошные вопли, пятна крови на халате) нетрудно догадаться, какого рода работу выполняет Джек, интеллигентно общающийся со старым приятелем и обожающий дочурку-ангелочка Холли3. А главное, при всей неповоротливости Система срабатывает безукоризненно в случае с самим Лаури, не упустив ни одного правонарушения. И, разумеется, мысль уточняется и усиливается благодаря уникальному изобразительному решению (оператор Джеймс Эчесон, художники Джон Бёрд и Кит Пэйн): навязчиво длинные коридоры, неправдоподобно высокие небоскрёбы, немыслимое количество труб всех диаметров и расцветок сами по себе навевают ощущение страшного абсурда – с логическим ударением на слове «страшный».

В чём же тогда принципиальная новизна? Дело в том, что Сэм изначально не мог стать ни Уинстоном Смитом, поплатившимся за желание постичь великие тайны Большого брата, ни Йозефом К. Франца Кафки, безнадёжно увязнувшими в чуждых и непонятных процедурах. Лаури плоть от плоти Министерства информации. «Немножко бюрократ в душе», он до поры остаётся рядовым «винтиком» исключительно по собственной воле, разбираясь в тонкостях функционирования государственного аппарата чуть ли не лучше, чем Линт и высокопоставленный мистер Хелпман. Ведь и волнующий, пронзительный, невероятно красивый эпизод сна, где Сэм отождествляет с себя с неустрашимым рыцарем, победоносно сражающимся за прекрасную даму с отвратительным Бормоглотом4 в самурайских доспехах, оборачивается умерщвлением… самого себя! Истинная трагедия, по мнению кинематографистов, заключается даже не в последствиях досадного сбоя «Таттл-Баттл». Творческое начало Сэма Лаури, внезапно пробудившееся под звуки волшебной песни «Бразилия» (точнее, «Aquarela do Brasil», то есть «Бразильская акварель» Ари Барросо, впервые ублажившая слух зрителей в весёлом диснеевском мультфильме «Салют, друзья!» /1942/), с неизбежностью – по объективным причинам – приводит к ужасающему исходу. Да и поступки отважного Арчибальда в конечном счёте направлены не на подрыв, а на… ловкое устранение недостатков Системы. То, что для феллиниевского Гвидо завершалось сравнительно безобидно, оставшись несбывшимися (да и толком не оформившимися) творческими планами, в идеальном гиллиамовском информационном, или постиндустриальном, обществе «где-то в XX веке» наказуемо по определению. Авторы с редкой художественной силой раскрывают известную5 метафору о тотальной мышеловке, из которой нет выхода, поскольку, когда её покидаешь, она выворачивается наизнанку, и человек снова оказывается внутри. Словом, ошибок не бывает! В каком-то смысле Лаури даже повезло, раз уж великие инквизиторы новой формации вынуждены признать: «Мы упустили его».


__________
1 – Как в книге «1985» венгра Дьёрдя Далоша, описавшего гипотетическую ситуацию распада Океании.
2 – Хотя не исключено, что тогда кассовые сборы в североамериканском прокате не остановились бы на отметке $9,9 млн., не компенсировав достаточно солидных ($15 млн.) производственных затрат.
3 – Снимая в этой роли собственное чадо, Терри даже не стал менять имя!
4 – Гиллиам отдал должное этому порождению фантазии Льюиса Кэрролла ещё в одноимённой картине 1977-го года.
5 – У нас о ней писал С.Г. Кара-Мурза в книге «Манипуляция сознанием».



Отзывы зрителей

1. Не размещайте тексты, уже размещенные вами на других сайтах.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».









Radist | СА?: 1 год 6 месяцев | отзывов 12009.06.27

Великолепный шедевр Терри Гиллиама, один из лучших фильмов-антиутопий за всю историю кинематографа, если не лучший. История выверена до кадра, а финал - безысходный и неожиданный просто потрясает. 10 из 10.



полезен ли комментарий? если да, то проголосуйте за него.
Этот комментарий считают полезным 0 чел.
ответить (нет ответов)




Выборка фильмов из базы данных:

- тип
- по алфавиту
- год выхода
- страна
- статус
- жанр
- теги
- тип оригинала
- сортировка



Реклама на сайте | Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура