|
| | |
всего сделано правок - 62, последняя: 2023.11.11
| | | Мертвец
Первый показ | | 1995.05.26 (Франция) |
Сборы в России | | $47,098 (зрителей: 10,276) |
Проголосовало | | 523 чел. | | |
|
|
Дикий Запад, 1880-е годы. Бухгалтер Уильям Блейк (Джонни Депп), тёзка великого английского поэта, художника и философа, приезжает в небольшой городок, откуда двумя месяцами ранее получил письмо с предложением о работе. Но место занято, и Блейк остаётся не у дел. Случайный роман с Тель Рассел (Мили Эвитал), бывшей проституткой, ныне продавщицей небольших сувениров — бумажных цветков, становится причиной двух смертей: самой Тель и её бывшего любовника Чарли (Габриэль Бирн), сына местного магната Джона Дикинсона (Роберт Митчум). За голову раненого Блейка, который убегает и вместе с индейцем по имени Эксайбачай (‘Тот, кто много разговаривает, говоря ни о чём’), предпочитающим зваться Никто (Гэри Фармер), скрывается в лесах, назначается награда в 500 долларов. В погоню отправляется трио опаснейших наёмных убийц: Коул Уилсон (Лэнс Хенриксен), Конуэй Туилл (Майкл Уинкотт) и Джонни Пиккетт по прозвищу «Малыш» (Юджин Байрд). |
© Евгений Нефёдов, 2007.11.22 | Авторская оценка: 8/10 |
«Ты убил того белого человека, который убил тебя?» – спрашивает Никто Уильяма, слыша в ответ: «Я не мёртв. Не так ли?» А между тем французский поэт-сюрреалист Анри Мишо, чьё высказывание помещено в эпиграф, предупреждает: «Не следует путешествовать с мертвецом». Да и в рекламном слогане фильма утверждается похожее: «Никто не сможет выжить, превратившись в легенду». Блейк, носящий в сердце пулю, которую не рискнул вынуть ножом даже многоопытный, мудрый индеец, лишь номинально находится среди обитателей этого бренного мира. Передвигается по земле, говорит и даже – косит из револьвера и «винчестера» подонков всех мастей пачками. Уильям, в сущности, уже мёртв, даже получив небольшую отсрочку в своём неизбежном путешествии на широком каноэ в вечность…
Шестую полнометражную картину Джима Джармуша, стилистически – резко отличающуюся от его предыдущих работ, проще всего объявить сугубо постмодернистским произведением. И это будет верно – если только само понятие постмодернизма не низводить до неких примитивных представлений. В авторской «игре» образами и архетипами, сквозными мотивами и кинематографическими выразительными средствами содержится немало иронии. Индеец, окрестивший себя по подобию ганфайтера из известного «спагетти»-вестерна, даже став изгоем в родном племени, тем не менее – продолжает общаться с великими духами. Но ведь при этом получил образование в Старом Свете. И является носителем истинных европейских духовных ценностей в гораздо большей степени, нежели белые поселенцы, чьё следование библейским заповедям не мешает проводить геноцид местного населения: и силой оружия, и – путём безвозмездной раздачи одеял, инфицированных вирусами оспы и холеры. Никто встречает собственного кумира, почившего на полвека раньше, который постепенно и сам начинает отождествлять себя с великим романтиком, продолжая писать стихотворения… кровью расстреливаемых. Если по пути возникают фигуры представителей закона, старшего и младшего помощников шерифа, то зовут их Ли и Марвин – не иначе, как в честь актёра Ли Марвина. А если уж речь идёт о суровости Дикого Запада, то не обойтись без Коула – убийцы, растлителя, людоеда. Самого воплощения варварского («биологического») зла по аналогии с тем, как образ узурпатора-самодура Джона Дикинсона есть средоточие зла социального. И россыпь ярких штрихов – остроумных цитат из выдающихся фильмов прошлого, в том числе не имеющих никакого отношения к вестерну1…
По счастью, всё это не становится для Джармуша самоцелью, но – работает на основную мысль, на создание картины грандиозного, воистину вселенского по своим масштабам видения Вселенной. Мистические искания романтизма нисколько не вступают в противоречие с честностью и искренностью реализма. Ницшеанские представления о возможностях человека лишь дополняются философскими откровениями экзистенциалистов. Знания о привычных, физических материях и догадки о материях метафизических, накопленные Западом, обогащаются искусством непосредственного прикосновения к трансцендентному миру, сохранённым древними цивилизациями Северной Америки… И, скажем, возвышенные слова из лирики Уильяма Блейка рифмуются с текстами песен рок-группы The Doors2, а умопомрачительные гитарные композиции Нила Янга – приобретают вовсе вневременной характер.
Одним словом, завораживает… И всё-таки Джим Джармуш решил не останавливаться на достигнутом, блестяще развив тему в «Псе-призраке: пути самурая» /1999/, где, кстати, также (и отнюдь не вдруг!) возникнет знакомый образ – индейца Никто.
__________ 1 – Достаточно упомянуть «Иваново детство» /1962/ Андрея Тарковского (эпизод разговора в берёзовом лесу) и «Заводной апельсин» /1971/ Стэнли Кубрика. 2 – Ср. цитируемые по ходу действия строки. Каждый день на белом свете Где-нибудь родятся дети.
Кто для радости рожден, Кто на горе осужден. Прорицания невинного. В переводе С. Маршака.
Кто-то рождён для сладкого наслаждения, А кто-то рождён для бесконечной ночи. Композиция «Конец ночи».
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
Джармуш остался "в лучших традициях" - чёрно-белые съёмки, замечательная постановка и неожиданные детали. Джонни Депп, по моему мнению, сопоставим по мастерству и негламурностью (как в "Пиратах карибского моря") с, пожалуй, самой своей замечательной ролью в "Аризонской мечте". Псевдоиндеец, неприкаянно болтающийся между двумя по сути разными мирами, лодка в финале как связующее звено между мирами уже абсолютно разными, которые, тем не менее, вместе... В нескольких словах, мистический Дикий Запад.
|
Мне показалось, что Уильям, став ходячим мертвецом, потерял страх, который глодал его всю жизнь. Смерть прогнала страх, и Блэйк показал на что способен человек, которому нечего терять. Мир, показаный глазами того, на чье плече уже положила свою руку "костлявая", но пока не торопится забрать, то, что ей уже пренадлежит.
|
великолепный фильм. тонкая актерская игра. отличная режиссерско-операторская работа. саундтрек, органично вплетающийся в повествование. однозначно: 10 балов из 10.
|
Странно и удивительно, что этот элитарный фильм приобрёл статус культового. Изощрённое и малодоступное кино. Сюрреалистический антивестерн.
|
Потрясающе! Один из мох любимых фильмов и один из лучших фильмов в истории мирового кинематографа. Бесподобая режиссура, игра актеров, музыкальное сопровождение, цветовое решение.. Такие картины меняют устоявшееся мнение о кинематографе - их называют шедеврами. |
"Что близкое по духу можно посмотреть? Бумер. Фильм второй, 2005 г." Фильмы и рядом не стояли, и даже не лежали. Они полностью разные.
|
Саундтрек поразил сразу, заворожил. Эта музыка достойна высших наград... Она идёт нитью сквозь весь фильм и ведёт повествование вместо автора-рассказчика... А само повествование не так уж и философично. Конечно, есть потуги наворожить лукавые мудрствования, но все таинства разбиваются о вкрапления обыденности в сюжет. Только финал порадовал. После него ещё дня два хочется медитировать...
|
Не вижу ничего выдающегося в фильме, вроде смысл есть... но раскрыт плохо, либо действительно слишком элитарен и нужно дофига чего знать чтобы понять... Вот "Кофе и сигареты" Ждармуша мне очень понравилось... а тут чет... ну никак.
|
Наверное, самое главное - посмотреть этот фильм в тишине, не отвлекаясь, тогда он навряд ли покажется скучным и унылым. Безусловно, легким это произведение тоже не назовешь, и осадок от него такой противненький неизбежен, но то, что сюжет захватывает - это бесспорно. Действительно - цвет там был бы совсем лишним. Не думаю, что у меня хватит красноречия витиевато описать все прелести режиссуры и гениальность сценария, да и как-то не хочется, если честно - все-таки этот фильм лучше посмотреть и самому сделать выводы, нежели читать восторги других людей. Единственное, что просто не могу не отметить (хотя, нового, опять же, ничего не скажу) - так это шедевральную игру Джонни Деппа. Я прямо ПРОЧУВСТВОВАЛА его состояние, особенно когда Никто привел его в деревню индейцев - меня даже подташнивать стало, настолько ВИДНО было как силы уходят от него, как ему плохо (и, конечно, просто гениальная работа оператора, показавшего окружение глазами умирающего человека). Еще, кстати, в очередной раз убедилась, насколько Депп красив (не смотря на то, что я вовсе не его "фанатка") - у него практически идеально пропорциональное лицо, хотя, скорее всего дело, конечно же не в анатомических пропорциях, а в его одухотворенности... В некоторых кадрах я им даже залюбовалась. Но это так, лирическое отступление...
|
Джим Джармуш вместе с Нилом Янгом создали невероятное полотно. это медитация. это последний путь человека. нельзя не сказать о великолепной актерской игре. и приятных камео. в высочайшем мастерстве Джармуша нет сомнений.
|
Эстетствующий трэш. Как люди усматривают в этом фильме хоть какой-то смысл мне совершенно непонятно. Весь фильм состоит из мерзких/дурацких гэгов. Никакой философии в нём нет, только стёб. Вот должно быть потешился Джим Джармуш, слыша/читая восторженные отзывы о своём "шедевре". Почти как Малевич со своим квадратом. Однако, нельзя не признать, что фильм обладает некоторой художественной ценностью (в отличии от квадрата). Радует картинка (мерзостями нас не напугать), персонажи, музыка, декорации и костюмы. Это не просто трэш, а педантично снятый трэш. Да, сюжет дурацкий и диалоги тоже, но по крайней мере они не скучные. В общем, смотреть можно. Но сдаётся мне, если бы не участие в фильме кавайного и загадочного Джонии Деппа, никто бы не стал это фильм смотреть. И совершенно правильно бы поступил.
|
Отличный фильм, сегодня в 2017 году такие фильмы становятся классикой кинематографа!
|
| | |