|
| | |
всего сделано правок - 54, последняя: 2022.11.22
| | | Рождение нации
Названия | | The Birth of a Nation / In the Clutches of the Ku Klux Klan / The Clansman |
Названия (рус.) | | Рождение нации, или Человек клана |
Первый показ | | 1915.02.08 (США) |
Проголосовало | | 12 чел. | | |
|
|
Широкомасштабная историческая эпопея, «монтажный шедевр» Дэвида Уорка Гриффита, знаменитого «отца американской кинематографии», которая посвящена Гражданской войне между Севером и Югом, кровопролитной, разрушавшей семьи, перемалывавшей судьбы, и – рождению в муках новой нации. |
© Евгений Нефёдов, 2007.08.14 | Авторская оценка: 10/10 |
Феноменальный успех, сопутствовавший этому самому кассовому немому фильму ($10 млн. прокатной платы при бюджете $110 тыс.), омрачили кровавые потасовки, сопровождавшие показ ленты во многих крупных городах США, и запрет демонстрировать картину в Европе, охваченной войной, где участвовали африканские корпуса. «Рождение нации» – одно из тех немногих кинопроизведений, где потрясающие новации в области формы неотделимы от абсолютно неприемлемой для большинства людей морально-этической и прежде всего политической позиции автора. Ведущий художник молодого Голливуда, Гриффит обратился вместе с соавтором к двум работам откровенно одиозной персоны, реакционера Диксона-мл., оставив в неприкосновенности яростный расизм первоисточников, ныне заслуженно преданных забвению. И по сей день, увы, впечатляют сцена преследования беззащитной Флоры Кэмерон темнокожим насильником и эпизоды с аллюзией на библейский Апокалипсис, воспевающие ку-клукс-клановские отряды во главе с «Великим Драконом» Беном Кэмероном, несущим отмщение. Не красит постановщика-южанина и факт использования покрытых ваксой белых актёров в ролях негров, а равно якобы компромиссные образы «этих» (как пренебрежительно сказано в титрах) – пары цветных слуг, всей душой преданных хозяевам…
И всё же шедевр Гриффита, отмеченный такими достижениями, как введение крупных планов, каше, органичное применение перекрёстного (или параллельного) монтажа, нагнетание напряжения за счёт особой ритмичности, – явление далеко не однозначное. С режиссёром многие спорили, но у него и немалому учились, как, скажем, Эйзенштейн («Александр Невский»). Наверное, была доля истины и искренности в его уверении в том, что фильм – «только явление искусства». Гриффит, всё-таки убеждённый гуманист (по замечанию киноведа Жоржа Садуля, во всех вопросах, кроме межрасовых отношений), покоряет трагическим видением в первой части ленты, посвящённой Гражданской войне – кровопролитной, братоубийственной бойне, процессу самоистребления молодого американского народа. Даже в величественных массовых сценах чувствуются горькие нотки реквиема, который призвана компенсировать вторая половина, когда «рождение нации» свершается через обрётение великой Цели – единение белых людей в противостоянии «расе рабов», как от чистого сердца проповедовал автор. А вот страстный гуманистический пафос (уже без ненависти к тем, кого позднее окрестят «афро-американцами»), прозвучавший в следующей работе Гриффита ещё убедительнее, не был услышан именно в США, где «Нетерпимость» непростительно долго причисляли к неудачам.
Или дело как раз в этом? Ведь именно «Рождение нации» стало первым (правда, отмеченным косвенным влиянием итальянских «пеплумов») произведением т. н. Большого Голливудского Стиля, по лекалам которого впоследствии творились все масштабные по своему постановочному размаху и глобальные по охвату событий картины. И в любом случае великолепен актёрский ансамбль, включавший и многих будущих прославленных режиссёров.
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
Это история о борьбе между Севером и Югом США - именно борьбе, простершейся далеко за временные рамки гражданской войны. История, вывернутая наизнанку. На мой взгляд, здесь слишком превознесена деятельность Ку Клукс Клана. Тем не менее кино настолько эпично, что непростительно будет обойти его стороной.
|
Эта смесь жанров раннего кино заслуживает упоминания как одного из лучших фильмов второго десятилетия ХХ века. Технически Гриффит полностью улучшает хорошие вещи, сделанные предыдущими режиссерами. Актерская игра хороша, монтаж сумасшедший, а структура повествования революционна. Фильм предлагает как эпические военные сцены, так и романтические любовные сцены. Если вы любите историю кино, это шедевр, который обязательно нужно посмотреть. Это дает реальное представление о том, как далеко продвинулись технологии кинопроизводства, и заставляет нас осознать, насколько наше общество сейчас отличается от того, каким оно было всего столетие назад.
|
| | |