|
| | |
всего сделано правок - 75, последняя: 2024.12.05
| | | Сияние
Первый показ | | 1980.05.23 (США) |
Сборы в России | | $137,155 (зрителей: 36,564) |
Проголосовало | | 250 чел. | |  |
|
|
Подумайте о самом страшном. Космические монстры-пришельцы? Смертельная эпидемия? Или, как в этом душераздирающем фильме Стэнли Кубрика, страх погибнуть от руки того, кто должен любить и защищать тебя - от руки члена твоей семьи? В сценарии по роману Стивена Кинга, Кубрик соединил прекрасную игру актеров, стильно подобранное место действия, мастерски снятые кадры и сложенную из шока конструкцию. В главной роли - Джек Николсон. Его герой, Джек Торренс, приехал в элегантный уединенный отель, чтобы поработать смотрителем во время мертвого сезона вместе со своей женой и сыном. Торренс здесь раньше никогда не бывал. Или это не совсем так? Ответ лежит во мраке, сотканном из преступного кошмара. |
© Евгений Нефёдов, 2006.09.18 | Авторская оценка: 8/10 |
Газеты сообщали, что Кубрик вносил поправки в монтаж до последнего момента и даже после того, как фильм был выпущен в прокат. Это косвенно говорит о той тщательности, с какой режиссёр подходил к своему эксперименту в хорроре, стремясь явить своеобразную антологию жанра. В «Сиянии» выдержан уникальный баланс на грани реального и фантастического, повседневного и необъяснимого. Критики обратили внимание на применение Джоном Олкоттом камеры «стэдикам», придавшей атмосфере достоверность, которая вроде бы ничем не разрушается в сценах, предшествующих тому моменту, когда семья переезжает в отель. В то же время Кубрик фактически с первых кадров подготавливает к кровавой развязке (или, по готической символике, вскрывает приметы присутствия «костлявой кумы»), позволяя самому зрителю испытать силу «сияния» – дара предвидения, каким обладает Дэнни. Николсон, начинавший среди прочего в страшных картинах Роджера Кормана, воплощает инфернальный, но потрясающе убедительный образ (в противовес роли МакМерфи из «Пролетая над гнездом кукушки», единственного нормального человека в тронувшимся мире!), детально погружаясь в процесс постепенного помрачения разума, хотя для зрителя долго остаётся загадкой, что же послужило причиной маниакальной одержимости: атмосфера отеля, творческие мании (в одной из лучших и самых жутких сцен Уэнди узнаёт, что Джек так ничего и не написал – листы рукописи чисты) или банальные семейные неурядицы, отягощённые внутренними комплексами.
В картине не могла не раскрыться отличительная черта Кубрика – отнюдь не склонность к мистифицированию отдельных сторон реальности, намеренному запутыванию зрителя, но страсть, проявляющаяся в обращении к вопросам, не имеющим простого и одномерного истолкования. «Сияние» помимо формального мастерства восхищает именно поставленной режиссёром сверхзадачей – погрузиться в бездну Безумия, только фиксируя с научной скрупулёзностью внутренние метаморфозы Джека в их связи с окружающим миром. И эта связь почти неуловима, призрачна. Прямо не соотносящийся с разыгравшейся трагедией стоп-кадр с групповой фотографией 1920-х годов, где зритель едва успевает различить человека с обликом Торранса, кажется не просто таинственным. Фирменный для режиссёра приём, с блеском применённый ещё в «2001: Космической Одиссее» и «Заводном апельсине», заставляет по-новому осмыслить события, постичь истинную причину не заурядного сумасшествия, но – блуждания впотьмах мятущейся человеческой души, которая не в состоянии обрести покой, в одно прекрасное мгновенье осознав свою подлинную сущность. Впоследствии мотив (явно под влиянием «Сияния») будет развит в таких выдающихся мистических драмах, как «Шестое чувство» /1999/ М. Найт Шьямалана и «Другие» /2001/ Алехандро Аменабара. Причём Кубрик не изменяет себе и в том, что постигает зыбкие законы трансцендентного (не в пример, например, Роберу Брессону, превыше всего ставившему веру) интеллектуально, одержимо поверяя любую деталь законами логики.
1. Сияние (1980, Великобритания)
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
Лучший фильм по роману Стивена Кинга, возможно из-за того что Режиссером был Стэнли Кубрик. Роман и фильм - в данном случае совсем разные вещи. Есть, кстати, еще сериал Сияние, после фильма он совсем не смотрится.
|
Один из действительно жутких фильмов. Завораживает, вводит в оцепенение, полностью погружает в необьяснимый страх, который не сравнить с тем, который вызывают ужасы типа "Дракулы". Непревзойденная игра Джека Николсона восхищает. Прекрасные пейзажи, атмосфера старого отеля, милая семья - все очень романтично изначально... Дальше. Надо смотреть.
|
Настоящий шедевр! Самый страшный фильм из всех которые я когда-либо видел. Чувство страха, на мой взгляд, в первую очередь создают: игра Николсона, жуткая музыка, великолепная работа оператора и сам антураж отеля затерявшегося в заснеженных горах. Лента Кубрика мало в чём следует известному роману Стивена Кинга. На мой взгляд картина вышла куда глубже и страшнее книги. Неизгладимое впечатление производит и таинственный финал, который заставлят взглянуть на события фильма совершенно с другой стороны. Другая экранизация романа, осуществленная уже в конце 90-ых, в виде минисериала гораздо точнее (хотя и не во всём) следует тексту, но уступает шедевру Кубрика по всем параметрам. Меня больше всего поразила тончайшая грань, между реальностью и потусторонним миром, которую гениально отметил режиссер. Персонаж Николсона пугает своим сумасшедшим поведением похлеще всяких зомби, вампиров или инопланетных тварей! "Сияние" это однозначный шедевр. Наряду с "Мизери", "Мертвой Зоной" и "Побегом из Шоушенка", я считаю "Сияние" наглядным примером одной из самых успешных и впечатляющих попыток экранизации кинговской прозы.
|
| | |