В доме тихо готовит рисовые лепешки мама одной озорной девочки и талантливого молодого человека, жена средне состоятельного начальника отдела фирмы, дочь не одинокой пожилой дамы. Все эти люди одержимы своими заботами. Другими словами, типичная семья. Сквозь кадры слышны слова режиссера: «Давайте посмеемся от души над этой замкнутостью в кругу близко знакомых людей». И с самых первых секунд фильма чувствовалась какая-то резь в щеках и приятное напряжение.
Глава небольшого семейства, работник крупной фирмы и просто милый человек (на мой взгляд, по крайней мере) должен прочитать поздравительную речь по случаю свадьбы сына своего босса. Но талант господина Саотомэ (глава семейства) несколько ближе к Шаляпину, чем к Есенину, из-за чего речь приходиться сочинять долго, мучительно и очень забавно. А тут еще у сына проблемы.
Немного издевательства и много причудливых колкостей пришлось пережить актерам, дабы заработать хоть какую-то славу. Это типичный случай для многочисленного молодого кино, выходящего в Японии в 80-х, 90-х годах. Но семья Саотомэ была представлена актерами, которые уже имели немалый профессиональный опыт. Поэтому в фильме«Поздравление» зритель не увидел ни натянутой улыбки Митико Хаяси, ни бегающих от камеры глаз Итиро Дзайцу, а увидел почти искренние жесты, вызывающие хрюканье у соседа. Сразу видны люди, которые предпочитают автомобиль метро, и которые преданны своей работе. И это не только пяток знатных актеров. К списку можно прибавить и Томио Курияма — режиссера. Как же без него?
Прекрасная игра, красивая работа, немудреная идея — это хорошо. Хороший вклад в развитие гэндайгэки — ленты на современные сюжеты. Медленно, но верно остаются позади самураи и ронины, а впереди мелькают они: соседи Ямада. Не надо думать, что весь жанр токийского кино на новые сюжеты — это, по своей сути, просто развлекательные ленты, стремящиеся вытеснить с прилавков голливудские блокбастеры. Нет, просто надо и развлекаться.
Наверное, нет смысла описывать фильмы комедийного и детективного жанра подробно и тщательно, поэтому и на сей раз оставлю без внимания большой, но не съеденный кусок информации.
|