World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рецензии и биографии | Рейтинг кино и сериалов | База данных по кино | Теги   
тип аккаунта: гостевой  

 Основное
-авторы (24)
-релизы
-связки


 Промо
-постеры (7)
-кадры (3)
-трейлеры


 На сайтах
-imdb
-kinopoisk


 Википедия
-википедия (jp)
-википедия (ru)
-википедия (en)


 Для читателей
-написать отзыв
-нашли ошибку?
-добавить информацию
-добавить фильм

Страница создана:
Contributor

Над страницей работали:
Che13
Nick Unknown
Contributor



буду смотретьсмотрюпросмотреноброшенов коллекциивсе спискичитать отзывы (1)редактировать<-->


Чучело (1986, постер фильма)
трейлеры 0 | постеры 7 | кадры 3
Чучело


НазванияChuchelo
ПроизводствоСССР
Форматполнометражный фильм
Хронометраж120 мин.
Жанрдрама
Первый показ1986.04.25 (Финляндия)
РежиссёрРолан Быков
Сценарий, идея Ролан Быков, Владимир Железников
КомпозиторСофия Губайдулина
В ролях Кристина Орбакайте, Юрий Никулин, Елена Санаева, Дмитрий Егоров, Ксения Филиппова, Анна Толмачева и другие


Средний балл7.9 из 10
Проголосовало
113 чел.
Место в рейтинге1313 из 7551
Проголосуйте 





Краткое содержание

К своему дедушке (Юрий Никулин), в небольшой провинциальный городок, сохранивший много шедевров русского зодчества XV-XVI веков, приезжает Лена Бессольцева (Кристина Орбакайте). Одноклассники дают ей обидное прозвище — Чучело. Но среди них есть и благородный, смелый, честный Дмитрий Сомов (Дмитрий Егоров), у которого с Леной вскоре завязывается дружба. Однако обстоятельства складываются так, что девочке, взявшей на себя вину струсившего Димы, соученики во главе с Мироновой (Ксения Филиппова), настоящей Железной Кнопкой, объявляют жестокий бойкот.

© Евгений Нефёдов, World Art



Кадры из фильма
посмотреть все кадры [3]


Рецензия
© Евгений Нефёдов, 2010.05.13Авторская оценка:  9/10

Казалось бы, экранизация одноимённой повести Владимира Железникова (позже, кстати, введённой в школьную программу по литературе), адаптированной вместе с самим писателем, стоит особняком в творчестве пятидесятичетырёхлетнего Ролана Быкова. Но ведь ретроспективно должно быть понятно, что и в предыдущих, комедийных режиссёрских опытах1 выдающегося советского кинематографиста, посвящённых детям и детству, всё-таки наличествовали тревожные нотки, пусть замечавшиеся не сразу и не всеми на фоне искренне жизнерадостной и светлой атмосферы. Как и не менее честные и смелые «Пацаны» /1983/ Динары Асановой2, картина исключительно точна и достоверна в раскрытии социально-психологических аспектов подросткового поведения, исследуя законы взаимоотношений внутри отдельно взятого класса обычной средней школы безымянного провинциального городка. Законы сложившегося коллектива, в острые моменты деградирующего до стаи, где диктуют звериные инстинкты. Эта составляющая фильма подверглась доскональному критическому разбору, послужив предметом напряжённой (не стихавшей несколько лет!) полемики на страницах прессы, и даже специальных социологических исследований с опросом, каталогизацией и всесторонним анализом мнений респондентов-школьников… «Я думаю, меньшинство должно уступить: таков закон коллектива», – ехидно комментирует, разрешая «моральную дилемму» класса с походом в кинотеатр, жлоб Петька, от которого младший братец Валька ушёл, право, недалеко: «Что я, ломовая лошадь, чтобы бесплатно работать? Государство у нас богатое».

Однако не менее важная заслуга Ролана Быкова заключается в том, что авторам удалось придать частному случаю обобщённое звучание, запечатлеть время (вполне по Андрею Тарковскому!) и, более того, выйти на вопросы общечеловеческие, внеисторические. При просмотре кажется особенно очевидной и банальной мысль о том, что дети – не просто часть общества, но часть общества, наиболее чутко реагирующая на морально-этический климат в стране. Миронова по прозвищу Железная Кнопка, неформальный лидер и идеолог класса, как бы девичий вариант легендарного Павлика Морозова3; не оправдавший высоких надежд Димка Сомов; потребительски и гедонистически настроенная Шмакова; неудовлетворённая провинциальным бытованием и мечтающая вырваться к отцу в Москву Марина; откровенный садист и воинствующий конформист Валька; флегматичный силач Лохматый; физически слабый, но смелый Васильев – все образы восходят до типических, не теряя при этом в силе и убедительности характеров. Новаторский (хотя почти уэллсовское4 формальное мастерство намеренно не выставляется напоказ) фильм воспринимается настоящей галереей нравов, устремлений и интересов советских граждан периода кульминации «застоя». Эпохи, видевшейся по-осеннему сумрачной, бесцветной и унылой, отмеченной тягостным разрывом между официальной и бытовой составляющими действительности, двойственность и отчуждённость которой на поверхностном уровне проявлялась в едва заметной (молекулярной, как у Грамши) борьбе наносного и исконного. Так, драматизм эпизодов травли резко усиливают (как и у Асановой в сцене попытки изнасилования) введённые по контрапунктному принципу современные шлягеры: от западных рок- и диско-композиций до трагикомических, надрывных, «арлекинских» песен Аллы Борисовны Пугачёвой – мамы Кристины Орбакайте, блистательно не «сыгравшей», но словно прожившей роль. Расставание же Бессольцевых с малой родиной происходит под щемящий душу марш, и эпизодическую роль дирижёра оркестра мальчишек-кадетов, с невыразимой скорбью в глазах провожающего в финале уплывающий прочь теплоход, исполнил сам режиссёр. И если ленин дедушка, по обывательской недалёкости детей обидно прозванный «Заплаточником» и «Миллионером», посвятил жизнь не просто коллекционированию полотен прославленного местного художника Петра Бессольцева, а благородному и безвозмездному делу сохранения связи времён («Как всё рядом, как всё близко»…), то его внучка… Громкие слова могут показаться неуместными, но глупенькая и наивная двенадцатилетняя девочка действительно повторяет великие духовные подвиги героев прошлого, начиная с Жанны Д’Арк (как лишнее свидетельство – эпизод с сожжением на костре чучела, одетого в её платье) или, в русской традиции, князя Мышкина у Фёдора Михайловича Достоевского, с неотвратимостью принимаемого обществом за «идиота». Уже на «чудаком из пятого «Б», как в более ранней ленте по сценарию Железникова, но вечным и непонятным «чудиком» в мире «нормальных». Прости нас, Чучело!


__________
1 –«Семь нянек» /1962/, «Пропало лето» /1963/, «Айболит-66» /1966/, «Внимание, черепаха!» /1970/, «Автомобиль, скрипка и собака Клякса» /1974/.
2 – Обратим внимание, что фильмы пользовались соизмеримым зрительским успехом: «Чучело» посмотрело по 23,7 миллионов человек на серию, «Пацанов» – 24,9 миллионов.
3 – Тем более что в кульминационный момент она не выдерживает – и неожиданно прорывается потаённый Эдипов комплекс, возникший на почве слабохарактерности и беспринципности собственной матери.
4 – Прихотливая композиция произведения, с развёрнутыми ретроспекциями, плавно переходящими в основное повествование, неизбежно вызывает в памяти конструкцию «Гражданина Кейна» /1941/.



Отзывы зрителей

1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».









jnki | СА?: 12 лет 1 месяц | отзывов 45, их сочли полезными 20 раз 2017.05.06

шикарный фильм! даже для 2017 года в котором я посмотрела его! характеры актуальны и для нашего времени! идеальный каст! преклоняюсь перед маэстро (Ролан Быков)!



полезен ли комментарий? если да, то проголосуйте за него.
Этот комментарий считают полезным 1 чел.
ответить (есть 1 ответ)



Реклама на сайте | Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура