|
| | |
всего сделано правок - 121, последняя: 2024.12.06
| | | Инопланетянин
Названия | | E.T.: The Extra-Terrestrial / E.T. / A Boy's Life / E.T. and Me / E.T. the Extra- Terrestrial: The 20th Anniversary |
Названия (рус.) | | И.Ти. Инопланетянин |
Первый показ | | 1982.05.26 (Франция) |
Проголосовало | | 101 чел. | |  |
|
|
Производственная и бизнес информация | |
Десятилетний Эллиот (Генри Томас), воспитываемый — вместе с шестнадцатилетним братом Майклом (Роберт МакНотон) и пятилетней сестрёнкой Герти (Дрю Бэрримор) — мамой Мэри (Ди Уоллас), без отца, случайно находит в окрестностях дома странное существо. Поборов вполне естественное чувство страха, мальчик укрывает забавного пришельца в своей комнате и постепенно проникается к нему симпатией, вскоре осознав, что И.Ти. прибыл из космоса и мечтает вернуться домой. |
© Евгений Нефёдов, 2011.07.06 | Авторская оценка: 9/10 |
Каждый новый коммерческий триумф Стивена Спилберга способствовал распространению в Голливуде очередной волны слухов о нём как о волшебнике или даже – о представителе высшего разума. Дело не только в том, что «Инопланетянин» пользовался ошеломительным спросом у публики почти во всех уголках планеты1, в свете чего придуманный к повторному выпуску, осуществлённому в 1985-м, громкий слоган («История, которая растрогала мир!») не кажется бахвальством. Рекорд по кассовым сборам, оцениваемым в $792,9 млн. (из них $435,11 млн. пришлось на североамериканский прокат), который смог побить лишь сам мастер спустя одиннадцать лет, разумеется, красноречив, но гораздо важнее урок, молниеносно извлечённый киноиндустрией. Если «Челюсти» /1975/ на десятилетия вперёд задали политику летних блокбастеров, применённую и в отношении самой постановки Спилберга2, обошедшейся в солидную ($10,5 млн.), но всё же – отнюдь не запредельную сумму, то «Инопланетянин» открыл мощный побочный источник доходов. Использование (после отказа от сотрудничества пищевых гигантов Mars и Milk Duds) конфеток Reese’s Pieces, послуживших для пришельца лакомством, позволило компании Hershey увеличить сбыт этих сладких разноцветных подушечек на 65%, что стало первым официальным случаем product placement. Таким образом, именно Стивена можно считать одним из основоположников кинобизнеса в его современном понимании. Кинобизнеса, в котором выручка кинотеатров от продажи попкорна и прохладительных напитков подчас превышает поступления в билетные кассы, затраты на раскрутку фильмов соизмеримы (но могут и перекрывать в десятки раз!) с производственным бюджетом, а вознаграждение за скрытую рекламу и реализация сопутствующей сувенирной продукции куда значимее для студий, чем прокатная плата. Кинобизнеса, которому спешат предъявить обвинения в предательстве киноискусства и вынести смертный приговор, забывая, что и в данной конструкции кинопроизведение как таковое (пусть и отвечающее иным стандартам) по-прежнему остаётся в центре. Печальная ирония судьбы проявилась в том, что первыми жертвами новатора стали Ридли Скотт и Джон Карпентер, чьи блистательные, тоже научно-фантастические картины (соответственно «Бегущий по лезвию бритвы» и «Нечто») не оправдали надежд продюсеров именно в свете конкуренции с «Инопланетянином» – зато вскоре по праву стали классикой жанра.
Любопытно, что Сатьяджит Рэй обвинил Стивена Спилберга в плагиате из своего сценария «Чужой» (The Alien), написанного в 1967-м году и, несмотря на интерес руководства Columbia Pictures и «звёзд» Марлона Брандо и Питера Селлерса, так и не реализованного на «фабрике грёз». Само созвучие – неважно, умышленное или непроизвольное – историй, придуманной выдающимся индийским режиссёром и заказанной его заокеанским коллегой (в момент простоя в съёмках «Искателей потерянного ковчега» /1981/) сценаристке Мелиссе Мэтисон3, косвенно свидетельствует о том, что оба кинематографиста опирались на неисчерпаемый пласт того гуманистического наследия, что только и способно сблизить носителей разных культур. Мотив, осторожно прозвучавший ещё в «Близких контактах третьего вида» /1977/, на сей раз становится доминирующим, причём в драматичной ситуации, как если бы Рой Нири (Ричард Дрейфусс) не оказался любящим мужем и отцом, а вместо того, чтобы одержимо разыскивать пришельцев, – уехал с любовницей в Мексику. Авторы смело выходят за границы классификации, предложенной Дж. Алленом Хайнеком явно в расчёте на взрослых людей, раскрывая самый удивительный и глубокий вид контакта, доступный лишь детскому сознанию. Мэри, погружённая в личные проблемы, буквально не видит, невзирая на возгласы дочки, забавное существо, вразвалку разгуливающее по кухне или притворяющееся плюшевой игрушкой. Явление же команды исследователей и агентов спецслужб, облачённых в огромные защитные костюмы и скафандры, само по себе способно напомнить насильственное вторжение инопланетян, если и не враждебно настроенных, то – не способных понять, что своими действиями несут смерть и разрушение. В то время как мудрый правительственный агент Кейз не только признается мальчику, что сам с 10 лет мечтал увидеть пришельца, но и искренне отметит, что тот действовал воистину безупречно: «Повезло ему с тобой!» Начиная с такой тонкой детали (подмеченной кинокритиком Сергеем Кудрявцевым), как сродство имени EllioT с аббревиатурой E.T., стараниями юных землян приставшей к гостю из космоса, Спилберг подчёркивает это настойчиво и всесторонне. Уже в забавной сцене, когда И.Ти., оставшись дома один, пробует пиво и торопливо переключает телеканалы, а его друг ведёт себя на уроке биологии в школе, точно пьяный, повторяя экранные подвиги – спасая бедных лягушек и залихватски целуя девочку, можно догадаться об их внутренней, душевной, телепатической связи. Впоследствии этот факт подтверждается уже объективно – наблюдениями учёных и врачей, с изумлением отмечающих синхронность волновой активности у столь непохожих пациентов…
В «Инопланетянине» пытались найти религиозные, в том числе христианские, мотивы, проводили параллели с классическими сказками – вроде «Питера Пэна» (кстати, читаемого мамой Герти перед сном) и «Волшебника из страны Оз», также повествовавшими о полётах наяву4 и в воображении. А ироническая цитата из «Звёздных войн» /1977/, когда И.Ти. принимает за сородича участника маскарада, переодетого в Йоду, открывает возможность для широкой постмодернистской интерпретации событий, происходящих как бы параллельно в двух мирах: в физическом пространстве и в сфере общечеловеческой (единой для всех гуманоидов?) культуры, если угодно – в ноосфере, в платоновском царстве идей. Однако среди множества высказываний о фильме как-то не доводилось читать догадки о, вероятно, самом важном, скрытом в подтексте аспекте авторского послания. Речь в фильме идёт не о встрече ребёнка с инопланетянином, но, рискну предположить, о контакте двух детей в огромной Вселенной. И в данном смысле признание Эллиотом И.Ти. высшим разумом приобретает новый оттенок, а сотворение пришельца – поневоле видится одним из подлинных чудес кинематографа.
__________ 1 – К сожалению, переговоры о закупке ленты в СССР не увенчались успехом, но на отечественные экраны были выпущены «Человек со звезды», «Полёт навигатора» и «Короткое замыкание», по-разному продолжающие спилберговскую линию. 2 – Национальная премьера состоялась 11-го июня, а ранее картина была показана в рамках Каннского МКФ, где, по воспоминаниям, вызвала бурную овацию рафинированной публики. 3 – Она, вероятно, опиралась и на опыт сочинения трогательного «Чёрного жеребца» /1979/, о дружбе мальчика и коня. 4 – Вспомним знаменитый кадр, послуживший основой для эмблемы кинокомпании Amblin Entertainment.
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
| | |