|
| | |
всего сделано правок - 12, последняя: 2019.09.24
| | | Торпедоносцы
Названия | | Torpedonostsy / Torpedo Bombers |
Проголосовало | | 16 чел. | |  |
|
|
Старший лейтенант Александр Белобров (Родион Нахапетов) возвращается, восстановившись после ранения и контузии, из госпиталя в родной авиационный полк, входящий в состав Краснознамённого Северного флота. Александр узнаёт, что любимая Настя (Надежда Лукашевич) вышла замуж за другого — но её супруг, по трагическому стечению обстоятельств, погибает на очередном боевом вылете, как и муж Саши (Вера Глаголева). Белобров становится командиром самолёта-торпедоносца, продолжая нести службу вместе со старыми товарищами: инженером капитаном Гавриловым (Андрей Болтнев), накануне узнавшим, что в детдоме нашёлся его сынишка Игорёк (Митя Михайлов), и стрелком-радистом сержантом Черепцом (Алексей Жарков). | © Евгений Нефёдов, World Art |
© Евгений Нефёдов, 2010.12.13 | Авторская оценка: 9/10 |
Хотя принято говорить о «ленинградской школе», называть «учеником» Алексея Германа – Семёна Арановича, который даже старше своего «учителя» на четыре года, поскольку родился в 1934-м, конечно, неверно. По-моему, Аранович – художник, всегда остававшийся независимым в своих эстетических и философских взглядах, которые на определённом этапе (в первой половине 1980-х) оказались близки позиции постановщика «Проверки на дорогах» /1971/ и «Двадцати дней без войны» /1976/. Правда, в большей степени «Торпедоносцы» перекликаются с «Моим другом Иваном Лапшиным» /1984/ – и не только из-за обращения к прозе того же Юрия Германа, а также благодаря участию актёров Алексея Жаркова и Андрея Болтнева (и, естественно, съёмкам в соседних павильонах «Ленфильма»). Вместе с оператором Владимиром Ильиным Аранович схоже приглушает цвета, стилизует изображение под старые, пожухшие от времени фотографии, периодически – прибегая к полноценным чёрно-белым кадрам. А сценарий Светланы Кармалиты позволил не менее скрупулёзно (от деталей быта до технических подробностей, хорошо знакомых выпускнику Военно-морского авиационного миноторпедного училища) и впечатляюще воспроизвести атмосферу канувшей в Лету эпохи. Причём Семён Аранович идёт гораздо дальше Германа в сближении документальной и игровой эстетик, не ограничиваясь лишь имитацией хроники, а вплетая1 отнюдь не «постановочные» кадры в ткань повествования. Возникает удивительное ощущение: вымышленные герои оказываются вписанными в Историю, воспринимаются столь же подлинными, как лётчики Краснознамённого Северного флота, с посвящения которым начинается картина – и чьи фотографии мы долго, внимательно, с навёртывающимися на глаза слезами и невыразимым чувством благодарности рассматриваем в заключительных кадрах.
Наверное, благополучную судьбу фильма2 можно объяснить тем, что Семён Аранович, в отличие от Германа, не избегает героического пафоса. Но его героика не имеет ничего общего с высокопарностью, ибо рассказ – не о подвигах, а принципиально о службе, службе изматывающе трудной и смертельно опасной. Хотя в центр повествования не случайно помещены прозаические повседневные сцены: от трогательно-насмешливых (допустим, с попытками застенчивого Черепца выказать свои чувства Марусе) до трагических, участником каких приходится стать только что вернувшемуся из госпиталя Белоброву. Именно в бесчисленных «мелочах жизни», как раз «растворённых» в данных эпизодах, содержатся, по мысли постановщика, те высшие ценности, за которые лётчики-торпедоносцы, не колеблясь и не раздумывая, шли в бой – и нередко решались на крайние меры; решались осознанно, а не в состоянии транса, практиковавшегося японскими камикадзе. Невзирая на неотступную близость смерти, люди Жили, сохраняли человеческое достоинство и, не оскорбляя светлой памяти о погибших товарищах, радовались каждому мгновению – вспомним лирическую песню о коробке, где, «например, манто Вам и стихи поэта Лермонтóва», бодро напеваемую под гитару. «Будем карать гадов. Всех на дно! Всех на дно!» – но этим воззванием Белобров, выходящий на цель под шквальным огнём, лишь старается заглушить дикую боль в сердце, мгновением раньше поняв, что убили Сашу, её ребёнка и пожилую мать…
Между прочим, в иронических сценах с участием цирка лилипутов, условность которых подчёркнута небольшой деформацией визуальных образов, но которые также оборачиваются трагедией3, судя по всему, заложена отсылка к «Жестяному барабану» /1979/ Фолькера Шлёндорфа, вслед за писателем Гюнтером Грассом представлявшего войну в искажённо-издевательском свете, вскрывавшего абсурдность милитаристского периода в истории Германии. Отсылка, спровоцированная желанием вызвать немецкого коллегу на творческий спор, подчеркнуть несопоставимость представлений о том времени противостоявших сторон, хотя Белобров и бросает Гаврилову, что немецкий ас со сбитого «Мессершмитта» «не старше нас». Новаторство советских кинематографистов – в глубине осмысления экзистенциальных проблем, которого удалось достичь в «Торпедоносцах», выводя3 земные, именно бытовые понятия и явления в бытийную плоскость.
__________ 1 – Разумеется, не без влияния Романа Кармена, чью мастерскую закончил режиссёр. 2 – Тираж в 833 копии позволил собрать в кинопрокате неплохую для сложного произведения аудиторию в 11,5 миллионов человек; картина получила приз на ВКФ, а в 1986-м постановщик «Торпедоносцев» стал лауреатом Государственной премии СССР. 3 – Артисты погибнут в результате бессмысленного в своей жестокости затопления нацистами нашего транспортного судна. 4 – Причём преимущественно оригинальными художественными средствами, заметно отличающимися от использовавшихся ранее (в том числе такими мастерами, как Михаил Калатозов и Андрей Тарковский).
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
| | |