|
| | |
всего сделано правок - 45, последняя: 2020.04.04
| | | Белое солнце пустыни
Названия | | Beloe solntse pustyni |
Первый показ | | 1970.03.30 (СССР) |
Проголосовало | | 424 чел. | | |
|
|
Бесконечная пустыня… Боец Сухов (Анатолий Кузнецов), прикуривающий от динамитной шашки… Нескладный Петруха (Николай Годовиков) с вечно заклинивающей трехлинейкой… Обаятельный Верещагин (Павел Луспекаев) с надоевшей черной икрой и знаменитыми песнями-балладами… Ловкий Саид (Спартак Мишулин) с незабвенным «Стреляли!»… Злодей Абдулла (Кахи Кавсадзе) со своей бандой… Любознательная Гульчатай (Татьяна Федотова), играющая с черепахой... Кажется, фабулу этого советского супербоевика давно знает наизусть и стар и млад... |
© Евгений Нефёдов, 2006.08.02 | Авторская оценка: 8/10 |
«Белое солнце пустыни» оказалось, по-видимому, первой среди отечественных кинолент, посвящённых времени непримиримых столкновений «старого и нового» – периоду становления Советской власти, по отношению к которой очень непросто применить термин «историко-революционный фильм». Это поистине истерн, то есть наш вестерн, пусть и решённый на материале борьбы с басмачами в одной из жарких, пустынных республик Средней Азии. Мотыль, уже заслуживший репутацию одарённого и неординарно мыслящего автора благодаря военной трагикомедии «Женя, Женечка и «катюша» /1967/, сохраняет слегка шутливую интонацию, несомненную долю лукавства и в рассказе о красноармейце Фёдоре Сухове и его молодом спутнике Петрухе, которых нелёгкая забросила на помощь «угнетённым женщинам Востока» – супругам жестокого бандита Абдулы. Это, конечно, вовсе не исключает кинематографически яркого и всё-таки основательного исторического и социально-психологического анализа, постижения причин вооружённого контрреволюционного националистического движения, являвшегося формой классовой борьбы феодалов, баев, мулл и кулаков в 1917-26-е, и т.д. Сложно не обратить внимание и на определённую политическую смелость авторов в трактовке образа благородного, широкого душой царского таможенника Верещагина, который, даже перейдя на сторону Сухова и мстящего, погибая, басмачам за смерть Петрухи, вовсе не кажется недальновидным «обломком империи», уверяя, что ему «за державу обидно»; в памяти осталась и шикарная песня Булата Окуджавы «Ваше благородие, госпожа Удача». Только режиссёр при содействии тандема сценаристов, состоящего из признанного, опытнейшего Валентина Ежова и начинающего Рустама Ибрагимбекова, не просто сознательно вторгается на территорию приключенческого кинематографа, поразив зрителей галереей колоритных характеров и рядом небанально решённых эпизодов перестрелок, включая кульминационный. Создатели фильма ведут тонкую художественную игру, с иронией, отнюдь не в лоб сталкивая азиатскую культуру и русский фольклор (ибо «Восток – дело тонкое!»): вспомним хотя бы контраст выжженных белым солнцем бескрайних пространств и живописной деревни, возникающей в мечтах Сухова, пока он мысленно диктует письма своей ненаглядной Екатерине Матвеевне; между прочим, остроумные поэтичные тексты сочинял Марк Захаров, будущий режиссёр. Получается почти по Высоцкому: «вот какую причту о Востоке рассказал мне старый аксакал: // Даже сказки здесь и те жестоки»… И, наверное, в качестве наивысшего признания заслуг постановщика следует считать даже не внушительный успех у публики (34,5 миллионов человек в прокате, непрекращающиеся показы по ТВ), но тот факт, что Мотылю в 1977-м было присвоено звание Почётного гражданина города Душанбе, а в 97-м – Заслуженного деятеля искусств Таджикистана. Неподражаем актёрский ансамбль: Кузнецов-Сухов, Луспекаев-Верещагин, Мишулин в роли спасённого Фёдором Саида и Годовиков, отлично воплотивший, не будучи профессиональным артистом, образ Петрухи.
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
| | |