World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рецензии и биографии | Рейтинг кино и сериалов | База данных по кино | Теги   
тип аккаунта: гостевой  

 Основное
-авторы (28)
-связки


 Промо
-постеры (24)
-кадры (28)
-трейлеры


 На сайтах
-afisha
-allmovie
-baike.baidu
-douban
-film.ru
-imdb
-kinopoisk
-mtime
-rottentomatoes
-themoviedb


 Википедия
-википедия (ru)
-википедия (en)
-википедия (uk)


 Для читателей
-написать отзыв
-нашли ошибку?
-добавить информацию
-добавить фильм



буду смотретьсмотрюпросмотреноброшенов коллекциивсе спискичитать отзывы (12)редактировать<-->

страница создана Contributor от 2005.05.18
всего сделано правок - 102, последняя: 2023.01.02

Иван Васильевич меняет профессию (1973, постер фильма)
трейлеры 0 | постеры 24 | кадры 28
Иван Васильевич меняет профессию


НазванияIvan Vasilievich: Back to the Future / Ivan Vasilyevich Changes Occupation / Ivan the Terrible: Back to the Future / Ivan Vasilyevich Changes His Profession
Названия (рус.)Ivan Vasilevich menyaet professiyu
ПроизводствоСССР
Форматполнометражный фильм
Хронометраж93 мин.
Жанркомедия, приключение, фантастика
Первый показ1973 (СССР)
Основапьеса
РежиссёрЛеонид Гайдай
Сценарий, идея Леонид Гайдай, Владлен Бахнов
Автор идеиМихаил Булгаков (пьеса)
КомпозиторАлександр Зацепин
В ролях Александр Демьяненко, Леонид Куравлёв, Савелий Крамаров, Наталья Крачковская, Владимир Этуш, Михаил Пуговкин и другие


Средний балл8.8 из 10
Проголосовало
2258 чел.
Место в рейтинге7 из 8108
Проголосуйте 





Краткое содержание

Инженер-изобретатель Тимофеев сконструировал машину времени, которая соединила его квартиру с далеким шестнадцатым веком - точнее, с палатами государя Ивана Грозного. Туда-то и попадают тезка царя пенсионер-общественник Иван Васильевич Бунша и квартирный вор Жорж Милославский. На их место в двадцатом веке "переселяется" великий государь. Поломка машины времени приводит ко множеству неожиданных и забавных событий...




Кадры из фильма
посмотреть все кадры [28]


Рецензия
© Евгений Нефёдов, 2006.07.27Авторская оценка:  8/10

В США эта кинокомедия известна преимущественно под заголовками «Иван Васильевич: назад в будущее» и «Иван Грозный: назад в будущее». И ретроспективно лента действительно воспринимается предтечей феерии Земекиса, равно как и уморительного французского цикла про «пришельцев», хотя Гайдай основывался (вместе с соавтором Владленом Бахновым) всё же не на романе Уэллса, а на сатирической пьесе «Иван Васильевич» Михаила Булгакова. Причём можно с чистой совестью утверждать, что своим «ненаучно-фантастическим, не совсем реалистическим и не строго историческим фильмом» (так сказано в титрах) советским кинематографистам удалось заткнуть за пояс своих западных коллег – играючи и легко! За пояс от того самого кафтана, что вынужденно и впопыхах напялил на себя сознательный пенсионер Бунша, ныне и.о. царя, – того, что, к ужасу «князя» Милославского, так и не смог скрыть обувь непонятного происхождения. Иными словами – такое же изумительное, если воспользоваться бергсоновским определением смеха, несоответствие одного другому, не просто зиждущееся на социальных и культурных различиях эпох, но словно запросто пронзающее пространство, опровергающее законы времени (в пику герою-изобретателю!) придётся ждать ещё долго. Новаторство Гайдая заключается в философски глубоком, въедливом постижении самого понятия эксцентричного, т.е. – буквально – лишённого центра, которое обретает в фильме помимо блеска масштаб и историческую перспективу. Неожиданно обнаруживаемые переклички (от вырвавшейся фразы «Гитлер капут!» и слёз из глаз монарха от песни Высоцкого до принципиального «Ты что же это, царская морда, казённые земли разбазариваешь?!») несхожих по антуражу эпох уморительны, оказывается, ничуть не менее, нежели новообразовавшиеся несовпадения, когда, скажем, самодержец с опаской сообщает, что его «в милицию замели», «дело шьют». Режиссёр ещё и успевает позлословить по поводу изысканий других художников, строивших глобальные концепции на историческом материале, как, например, Эйзенштейн, чьё гениальное творение об Иване Грозном, особенно эпизод пира опричников, изящно пародируется.

Не менее важным представляется и иная сторона ленты – историческая в том смысле, что картина, служащая подлинной энциклопедией советской жизни периода начала т.н. «застоя», кладезью крылатых фраз и характерных ситуаций, сама стала неотъемлемой составляющей культурного контекста. Помимо прочего показав, на что способны возмужавшие, вступившие в жизнь «шестидесятники», олицетворяемые вчерашним студентом Шуриком, как бы выросшим и женившимся на сокурснице Лиде, ныне Зине, избравшим стезю инженера – талантливого, хотя подчас, увы, склонного к фантазированию… Но даже с такой оговоркой остающиеся князьями на фоне окружающих обывателей, от четы Бунша до кинорежиссёра Якина и дантиста Шпака, сплошь – смердов да холопов.

Фильм, отмеченный превосходным актёрским ансамблем, завлёк в кинотеатры 60,7 миллионов человек, и зрительский успех всё не ослабевает.



Отзывы зрителей

1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».









Bale | СА?: 9 лет 12 месяцев | отзывов 28, их сочли полезными 23 раз 2006.06.24

Замечательная и очень смешная комедия! Российский комедийный эталон. Великолепный сюжет и игра ярчайших и талантливейшихроссийских актёров делают фильм действительно шедевром. Его всегда будет интересно смотреть и молодым и старым.



полезен ли комментарий? если да, то проголосуйте за него.
Этот комментарий считают полезным 1 чел.
ответить (нет ответов)


sith | СА?: 3 месяца | отзывов 1, их сочли полезными 3 раз 2006.10.17

Великий фильм, сколько фраз из него стали народным достоянем! Каждый смотрел уже наверно раз по 10-но совершенно не надоедает!



полезен ли комментарий? если да, то проголосуйте за него.
Этот комментарий считают полезным 3 чел.
ответить (нет ответов)


Гость2007.06.08

Это фильм-легенда!   Его сколько раз не смотри, всегда будешь смеяться до слез!  



Гость2007.09.20

Иван васильевич меняет профессию, для меня этот фильм считается самым популярным из всех комедий Л.Гайдая. скажу честно этот фильм я смотрел много раз но думаю что много раз смотреть не стоит так как надоядает но хочу сказать только одно пусть народ смеётся и радовается как и 34 года назад когда выпускался этот фильм пусть улыбки наших дорогих Россиян не сходя с экранов ещё много лет!



AnilaShals | СА?: 4 года 8 месяцев | отзывов 1, их сочли полезными 1 раз 2007.10.13

Безумно люблю этот фильм. Прекрасные актеры, сюжет, незабвенные фразочки, вроде "Что вы на меня смотрите, отец родной? На мне узором нет и цветы не растут! ". Ленту смотрели, смотрят и будут смотреть, причем не только в России, но и во всем мире!



полезен ли комментарий? если да, то проголосуйте за него.
Этот комментарий считают полезным 1 чел.
ответить (нет ответов)


MrJack72 | СА?: 9 месяцев | отзывов 7, их сочли полезными 6 раз 2009.07.27

Фильм- супер. У меня о нём только приятные впечатления. И не могу не согласиться с теми, кто за то, что фильм на все времена!



полезен ли комментарий? если да, то проголосуйте за него.
Этот комментарий считают полезным 1 чел.
ответить (нет ответов)


Keyaltos | СА?: 5 лет 3 месяца | отзывов 11, их сочли полезными 12 раз 2009.07.28

Отличный фильм. Уже не помню сколько раз пересматривал и при возможности ещё раз посмотрю. Умели в Советах хорошие фильмы делать! Шедевр 500/10 !



полезен ли комментарий? если да, то проголосуйте за него.
Этот комментарий считают полезным 1 чел.
ответить (нет ответов)


allbest | СА?: 4 года 1 месяц | отзывов 1, их сочли полезными 1 раз 2009.09.01

Умели же тогда комедии делать, чтоб сколько раз не посмотришь, а всё равно хочется смотреть ещё и ещё , )



полезен ли комментарий? если да, то проголосуйте за него.
Этот комментарий считают полезным 1 чел.
ответить (нет ответов)


kotik-lerik | СА?: 1 год 12 месяцев | отзывов 2, их сочли полезными 2 раз 2009.12.12

Фильм потрясающий! Смотрела миллионы раз, посмотрю еще столько же. Гайдай гений комедии, актеры шикарные! Жалко, что сейчас так мало филмов, где была бы настолько профессиональная игра!



полезен ли комментарий? если да, то проголосуйте за него.
Этот комментарий считают полезным 2 чел.
ответить (нет ответов)


Sashko | СА?: 1 год 2 месяца | отзывов 8, их сочли полезными 9 раз 2010.06.07

Всегда смотрю, всегда нравится, всегда весело и забавно.)
10/10



полезен ли комментарий? если да, то проголосуйте за него.
Этот комментарий считают полезным 1 чел.
ответить (нет ответов)


1234567t | СА?: меньше месяца | отзывов 3, их сочли полезными 2 раз 2013.01.11

Фильм, созданный Великим Леонидом Гайдаем, не может быть не интересен. Но это, по-моему мнению, лучший его фильм! Его всегда хочется пересматривать, пересматривать и пересматривать... Спасибо режиссёру и актёрам!



полезен ли комментарий? если да, то проголосуйте за него.
Этот комментарий считают полезным 1 чел.
ответить (нет ответов)


denisenkoyuvya | СА?: меньше месяца | отзывов 1, их сочли полезными 1 раз 2022.01.31

Смеяться еще пятьдесят лет или пора осознать
Юрий Румяный
В 2023 году исполнится 50 лет со дня выхода на экраны легендарной комедии «Иван Васильевич меняет профессию».

Наверно стоит переосмыслить старые добрые фильмы режиссера Л. Гайдая. Возможно, они и не такие смешные на первый взгляд, а может мы смеемся над своими слабостями, не находя их в себе или просто не замечая. Идет множество споров по поводу главных героев и каждый пытается отстоять свою позицию. Идея Гайдая гораздо глубже и сложнее. Он пытается объединить столетия и понять, почему пробежала между ними черная кошка, на которой делается акцент. Почему та старая Русь, так отличается от современного советского государства? Может дело не в прогрессе, а в самом человеке? Главный герой этого киношедевра тот же Шурик, который уже не студент, а инженер-изобретатель. Он, по мнению многих критиков, является воплощением самого режиссера. Вчера он был честным студентом, который успевал учиться и подрабатывать на стройках. Будучи инженером, он не растратил этой честности и любви к своему делу. При этом ко всему относится с достаточным спокойствием, так как он знает, что все решается мыслями и трудом, а не эмоциями. Ему бы самое дело управдомом быть, но его честность и доброжелательность никто не замечает. Управдомом является Иван Васильевич Бунша, которому везде нужно влезть и про каждого все знать. Всех и вся на карандаш. Стоит спросить городских старожилов и они без труда смогут вспомнить таких борцов за общественные начала. Свиду интеллигентный человек, но это только на первый взгляд. Там за внутренней ширмой скрывается другой Бунша –царек, который призван «наводить» порядок, которого нет даже в его голове. Мы не знаем, почему у Гайдая такая нелюбовь к управдому? Может в этой роли заключен самый низкий уровень государственного чиновника? Может он считает данную профессию бесполезной или наоборот показывает, что там люди должны работать другие – честные перед самими собой. История умалчивает.
Наконец, мы видим воришку Милославского, который талантлив, умен и расчетлив. Он не реализовал себя и не нашел себя ни в чем ином, как только в этом неблагородном деле. Тем не менее, не будь его рядом с Буншей во время путешествия в прошлое, Иван Васильевич нашей современности пропал бы. Милославский мгновенно соображает о схожести Иванов Васильевичей. Он помогает Бунше найти царские вещи и переодеться в царя. Далее просматривается сюжет, как Бунш входит в роль государя. Он – управдом и призван управлять людьми и их умами, но не государственными землями. На этот счет враги отечества, прознав, что царь не настоящий присылают к нему шведского посла, который просит отдать им Кемскую волость. Дальше уже ждет хан Адыгейский. Вот как быстро. Народ еще не знает, а они уже тут как тут. А может тоже знает? Стоит присмотреться к молчаливым боярам, которые пришли и расселись по лавкам, внимательно наблюдая за поведением «самодержца».
Далее мы видим весь патриотизм Бунши: «Да, забирайте, что у нас земли, что ли мало! Забирайте!» . Ирония режиссера над этим самозванцем заключается в том, что его останавливает воришка Милославский. Даже вор понимает, что такое Родина… именно Родина. Да, какой он вор после этого … Может он является продолжением Юрия Деточкина, который отбирал автомобили у тех, кто их нечестно нажил. История сценария умалчивает, как заработал свои богатства Шпак, а значит, есть и повод так рассуждать. Далее мы видим идейность Милославского. «Никаких земель не напасешься!», - говорит Милославский царьку нашей современности. Именно, царьку! Бунша и сам признается в этом Марфе Васильевне: «Думаете, нам царям легко?... Семь дней в неделю работаем!...». Тут же непраздная музыка заменяется современной и веселой на этом необычном пире-банкете. Типичная кроткая беседа подменяется обильным возлиянием спиртного. Конечно, конечно, Марфа Васильевна поняла, что это не ее муж (Бунша пытается ее обнять, но он плечом отводит его руку). Какой муж будет знакомиться со своей женой? Ну, ладно знакомиться… А тут еще такое из вон выходящее празднество не характерное для настоящего царя, для военного времени, о котором упоминается в фильме. Потом, где здесь былые нормы приличия управдома, ведь Бунш женатый человек? "Вы еще ответите за свои антиобщественные опыты, хулиган!"
А что же настоящий Иван Васильевич Грозный? Попал в современную Москву, но не теряет своего достоинства и своей осанки. Какой внутри, такой и снаружи. Продолжает думать о своем государстве, говоря: «О, горе мне горе! Отправляй меня обратно скорее (обращается к инженеру Шурику)…». В общении с женой Шурика кроток и не позволяет себе лишнего, в том числе и ухаживаний.
Здесь значимым моментом является честное поведение Шурика. Поражает его смирение. Он готов отпустить свою жену с неким режиссером лишь бы та была счастлива. Шурик отчаянно бежит по всей Москве и ищет те самые транзисторы! Инженер понял, что в древнем государстве Бунш может натворить такое, что не будет современности, не будет той самой красоты и ляпоты. Получается, что Гайдай в лице Шурика уважает старый строй, не отрицает его и даже подчеркивает его значимость. Шурик принимает царя, как дорогого гостя.
Не искушенный фильмами зритель может вспомнить и то, в каких условиях живет настоящий Иван Васильевич. В царских палатах стоит всего один сундук, который показывает весь аскетизм бытия самого царя. В зале для приема гостей стоит одна лавка и трон. На что надеется настоящий государь? На милицию, на медперсонал из психбольницы? Известно, на кого. Стоит вспомнить сцену в лифте, когда он накладывает на себя крестное знамение и двери открываются. Следует обратить внимание и на это личное обращение Ивана Грозного, когда он смотрит на зрителя и говорит о силе креста. Это атеисту смешно, но не смешно тому, кто хранит тоже самое в своем сердце. В нем вся культура и самобытность русского народа, о которой пытаются паки и паки вспомнить современные артисты, которые играют в театрах и кино те самые времена. Получается, что благодаря тому возникло русское государство, а не благодаря черной кошке, в которой можно лицезреть предвестника беды, революции или еще чего-либо. Интересен и факт того, как Иван Васильевич Грозный смотрит на картину с самим собой, где якобы убивает сына. Было ли все-таки убийство? Может история изложена не так, чтобы умалить роль самодержца? Снова пробегает черная кошка. Тьфу! Брысь, отсюда!
Конечно, Гайдай позволяет своим героям вернуться назад. Одновременно, с этим заставляет задуматься своего зрителя над персонажами, над их внутренним гнилым миром, который в современности утратил честность, любовь, уважение, благочестие и иные общечеловеческие качества. В трех ли магнитофонах и любовницах заключается смысл жизни? Может важнее поездка в Гагры с любовником? Наверно, смысл жизни в истинной преданности отечеству и его служению, как это делают царь Иван Васильевич и его последователь инженер Шурик. Чтобы понять эту истину, надо быть в истине. Главное, чтобы был инструмент для ее достижения и для отгнания всякого демона!



полезен ли комментарий? если да, то проголосуйте за него.
Этот комментарий считают полезным 1 чел.
ответить (нет ответов)



Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура