У Киры Муратовой свой единственный и неповторимый образ в кинематографе. Она как отделившийся рецензент, который получил когда-то право брать вековые русские мысли и рассматривать их по-своему. И дело не только в «чеховских мотивах» и «гоголевских ретроспективах», напротив, Муратова всегда была сама по себе, и если кому-то «Настройщик» покажется смешным и абсурдным или подающим надежды на разрешение дум произведением, тот, вероятно, не знает другой жизни, кроме как кресла у забитого пивом холодильника. «Настройщик» Муратовой — не фарс, а отображение действительности, хоть и в порядочно комическом стиле.
Герой фильма — этакий Остап Бендер постсоветской Украины, глупый малый лет тридцати безо всякого стыда и совести, порядочный шарлатан, и, как бы сказал о нем герой «Двенадцати стульев», пошлый человек: ограбил двух старушек на каких-то семь тысяч долларов. «Героя» этого сыграл Георгий Делиев, больше известный публике как атаман шоу «Маски», в новой роли почти неузнаваем даже тем, кто его хорошо знает. Он играет по контракту и утопает в образах, не идущих ни в какие сравнения: Аллы Демидовой, Нины Руслановой, Ренаты Литвиновой.
Эти имена не только важны сами по себе, они создают потрясающий колорит, атмосферу правды, а не абсурда, где единственным неестественным выглядит бедный влюбленный мальчик Георгий Делиев, он же Андрюша, да еще, может быть, все повидавшая Одесса. Вот, например, Алла Демидова, её героиня Анна Сергеевна, как будто ей двести с лишним лет, является потомственным образом всех второстепенных почтенных женских ролей писателей и поэтов восемнадцатого, девятнадцатого веков. Однако это не мешает Анне Сергеевне (её образу) быть актуальной и сегодня. Она не играет в театре абсурда и совсем не вызывает смех, а лишь сострадание и жалость, ведь это все та же дама с собачкой, изучившая два-три новых слова. То же можно сказать и про Любу (Нина Русланова), подругу Анны Сергеевны, такую же бедную одинокую женщину преклонных лет — во всех отношениях стереотип нашего времени. Лина же, её играет Рената Литвинова, стереотип более молодой, но все же без намека на чрезмерную оригинальность — это все та же бедная и одинокая женщина, лишь слегка тронутая умом и воспитанием. Все вместе они создают завораживающую картину слегка спародированной действительности, почему-то привносящую в зал хохот и умиление, а в умы неестественную задумчивость.
Об игре этих замечательных актрис и в тени скрывшегося актера нечего и говорить — все, как наяву, хоть и в черно-белом цвете. Впрочем, об этих актерах и невозможно говорить с негодованием, ибо трудно представить их в положении смешном, нелепом, где они были бы не к лицу. Ну вот, к примеру, Нина Русланова — актриса, которая за свою жизнь сыграла столько запоминающихся ролей, что, кажется, будто она рождена в кино и живет лишь для кино, хотя это, разумеется, не правда. Или возьмем Ренату Литвинову — ведь кажется, что придумать лучше образа Лины так просто невозможно — этакий герой нашего времени. Её теперешний образ, может быть, будет её тупиком — настолько он завораживает своей прекрасной «красотой». Актеры начинают жить своей жизнью, там — за черно-белым зеркалом, недаром ведь Георгий Делиев подмигнул нам с экрана.
Что же касается самой Киры Григорьевны Муратовой, то «Настройщик», каким бы бесконечно хорошим творением он не являлся, не ставит точку в творчестве талантливого режиссера. Эта бойкая женщина только начала снимать кино, только экспериментирует со своим муратовским жанром и уже вот сорок с лишним лет оттачивает свое мастерство и пытается каждым своим новым опытом поделиться с окружающими, чему мы бесконечно рады и искренне признательны.
|