Сериал это старый, из той плеяды отличных сериалов девяностых годов, которые и по сей день служат образцами. Тогда были сняты «Икс-мены», «Спайдермен», «Бэтмен» – которые, на мой взгляд, остаются лучшими примерами историй этих героев в анимации. И в числе этих сериалов были и Gargoyles (во всяком случае, первые два сезона, третий дружно признан аудиторией неканоном, в отличие от комиксов, создававшихся тем же автором). Сериал неожиданный в том, что детский он лишь формально. Я не знаю, как авторам удалось протащить мимо цензоров множество деталей и намеков – но им удалось, и потому сериал смотрится вполне как фильм для старших возрастов, зачастую пробирая и затрагивая такие темы, которых в мультсериалах обычно не касаются. Да и главные герои далеки от традиционных – клан горгулий в целом хорош характером, но это все же свирепые и могучие существа с мощным территориальным инстинктом, и об этом не стоит забывать. Повествование стартует в современности, но на деле берет начало в совсем иной эпохе – и первые же серии являют нам Шотландию тысячелетней давности, историю предательства, непонимания и жесткой войны, причем показанную с такой откровенностью, какая возможна на анимационном экране с сохранением рейтинга. В дальнейшем же каждая серия обычно являет собой отдельное приключение, но нередко появляются общие сюжетные элементы, линии или мини-арки. Самая крупная из таких – Gargoyles’ World Tour, где компания из Голиафа, Анжелы, Элизы и Бронкса странствует по свету, ведомая туманами Авалона, и оказывается то в Египте, то в Южной Америке, то вообще в Праге. Но, за исключением отдельных не очень понятных решений, сюжеты здесь вообще хороши, и преподносят массу сюрпризов. Примечателен сериал и многим другим; например, его создатель – любитель Шекспира, и не просто сего не скрывает, но и демонстрирует. Одна из серий первого сезона носит имя Enter Macbeth и он действительно выходит… и это действительно тот Макбет, король шотландский. Оберон, Титания и Пак появляются на сцене как очень важные действующие лица; с Паком связан удивительный сюжетный поворот… но от него такого можно было ожидать. Есть и языковые бонусы – все заклинания переводимы (даже пражское), а связь двух персонажей станет ясна тому, кто хоть немного учил французский. А еще здесь великолепные антагонисты, которых зачастую так и назвать-то сложно… однако начнем с героев. Которые, кстати, не остаются статичными – они развиваются и изменяются на протяжении сериала. В центре повествования – Манхэттенский клан, те самые титульные горгульи. До пробуждения в современности у них не было имен, исключая лидера – но они их приняли, по новому месту жительства. Хотя они и семья, но отличаются преизрядно. Могучий Бродвей добродушен и наивен, хотя и может стать таким же яростным, как и любой другой его сородич. Юркий Лексингтон быстрее всех ориентируется в современной технике и вообще легко и быстро соображает. Бруклин понемногу вырастает из просто бойца в настоящего лидера. Старик-воитель Гудзон всегда может помочь как советом, так и ничуть не ослабевшей рукой – только он из всего клана сражается мечом, и сражается превосходно. Бронкс – питомец команды и одновременно очень серьезная ударная сила. И, конечно же, Голиаф – лидер клана, самый могучий из него, и, по сути, главный герой. Правда, как и большинство горгулий, он предпочитает решать проблемы прямым подходом и применением силы, но иногда проявляет неожиданную мудрость. На долю Голиафа выпадает очень многое, в том числе и осознание понятий, ранее ему чуждых – но лидер клана справляется. На то и лидер. И в этом ему помогает первый человеческий союзник горгулий – Элиза Маза, детектив нью-йоркской полиции, вторая главная героиня сериала, девушка решительная, деятельная и обаятельная. Верность друзьям и семье – пожалуй, одна из основополагающих черт характера Элизы, хотя она и совершает ошибки, о которых потом жалеет. Кстати, из полиции же приходит второй союзник – Мэтт Блустоун, поначалу кажущийся лишь детективом, одержимым теориями заговора… только вот постепенно раскрывается тот факт, что Мэтт значительно более прав, чем можно подумать с первого взгляда. И в роли хранителя тайны он исключительно надежен. Манхэттенский клан постепенно обрастает друзьями. Здесь и неожиданные гости из прошлого, и клан Авалона (в частности, и Анджела, дочь Голиафа), и даже одна из самых великих фигур западных мифов. Но есть и противники, на которых стоит остановиться подробнее. Пожалуй, наименее интересный антагонист – Архимаг, который всего лишь одержим властью и стремлением к силе. Тем не менее, мощь его впечатляюща, и с его участием создан великолепный временной гамбит, полностью раскрывающийся далеко не сразу. Однако он бы вряд ли что сумел без своевременной помощи трех сестер, которые появляются в сериале постоянно, и опасны даже не свойственной высоким фейри силой, а тонкими продуманными планами, растянутыми на десятилетия и века. Они стоят за рядом бедствий, обрушившихся на персонажей (далеко не всегда речь о Голиафе и его клане), и могли бы стать истинными главзлодеями сериала, если бы политика редакции не поменялась. С ними тесно связана и история уже помянутого Макбета… который, строго говоря, вообще не то чтобы противник горгулий. Счеты у него с одной конкретной, в остальном же он сталкивается с ними, находясь лишь под чужим влиянием или преследуя какие-то свои цели, пересекающиеся с кланом только по случайности. А вот у той самой горгульи – Демоны – счеты с кланом есть. Собственно, это сам по себе интереснейший образ; с одной стороны она – едва ли не самый безжалостный, опасный и беспринципный противник героев, с другой же, заглянув в ее прошлое в арке City of Stone, нельзя ей хотя бы не посочувствовать. Впрочем, нельзя не признать – своих врагов Демона часто создает сама, что Макбета (бывшего изначально ей верным другом), что клан Охотников. Последние интересны тем, что далеко не все в этой семье придерживаются кланового кредо… и потому особо необычен связанный с Охотниками финт ближе к финалу. Впрочем, немного с Охотниками перекликается и Стая, группа наемников, живущих на адреналине. Однако по-настоящему злыми можно назвать Шакала с Гиеной (правда, они откровенные психи) и Волка (который связан с историей клана теснее, чем поначалу можно подумать). Динго же лишь работает за плату, а с Лисой совершенно особая история. Совсем иная фигура – Фаилог, который каких-либо оправдательных качеств лишен напрочь (учитывая историю происхождения, это только логично). Но, в отличие от Демоны, он не питает ненависти к человечеству… он им банально пользуется, благо возможности есть. Однако при всей опасности Демоны и Фаилога, по личному могуществу они в сотни раз уступают иному антагонисту – Оберону. Да, тому самому Оберону, королю всех фейри, существу божественной мощи. Опять же, как и Макбет, он не противник клану – он просто следует своим желаниям и намерениям, а если кому-то они не нравятся… их проблемы. Брошенное им Oberon does not compromise… Oberon COMMANDS! как нельзя лучше отражает его характер. Однако же, если предоставить ему условия, исполняющие его желания – Оберон не станет буйствовать дальше. Зачем? Он сам по себе сущность не злобная. (Отмечу, что сериал вообще любит затрагивать мифы. Тут появится и Койот из индейских легенд, и Анубис, и Кухулин… правда, Кухулин очень странный, но тем не менее). И все же самым знаковым противником сериала и знаменитым за его пределами остается совершенно иная личность, лишенная магических сил или нечеловеческой природы. Разумеется, речь о человеке по имени Дэвид Ксанатос. Чем он привлекателен? Во-первых, у него полно качеств, которые от антагонистов обычно как-то не ожидаешь – он вежлив, он считает месть идиотизмом, он умеет быть благодарным… да что там, одна из серий, как выясняется в финале, была полностью основана на его стремлении помочь любимой. И вот это подводит к «во-вторых» – потому что ему удается. Ему действительно удается. Практически каждая серия, являющая Ксанатоса, дает его план, дает крушение плана… лишь чтобы показать – нет, это все как раз или было запланировано с самого начала, или являлось одним из предусмотренных вариантов. Те считанные разы, когда Дэвид терпит настоящее поражение, он либо не владеет ключевой информацией, либо, напротив, исполняет свой план слишком уж хорошо. (Не зря на TvTropes имеется троп Xanatos Gambit и множество производных от него, посвященных как раз таким финтам и названные именно в честь этого персонажа. И правильно – периодически испытываешь ощущение «ну вот ЧТО у него не предусмотрено?!») По мере развития сериала Ксанатос все меньше походит на противника. В арке The Gathering он вообще проявляет себя с наилучшей стороны, а в финале второго сезона выступает в роли неожиданной помощи. Как уже говорилось, мстить он не любит, а благодарным быть умеет. Да и злодейские планы его были направлены в основном либо на усиление своей корпорации, либо на улучшение жизни своей любимой семьи и себя – что, полагаю, вполне можно понять.
Подводя итог – Gargoyles смотреть можно и нужно. Потому что сделано качественно и с любовью.
|