|
| | |
всего сделано правок - 130, последняя: 2023.09.06
| | | Артист
Названия | | The Artist / Beauty Spot |
Первый показ | | 2011.05.15 (Франция) |
В России | | 2012.02.16 (прокат Вольга) |
Проголосовало | | 42 чел. | |  |
|
|
1927-й год, «фабрика грёз». Актёр Джордж Валентин (Жан Дюжарден), специализирующийся на приключенческих фильмах и мелодрамах, находится на Олимпе славы, наслаждаясь почитанием публики. На обложку газеты Variety попадает фотография кинозвезды с одной из многочисленных поклонниц — танцовщицей Пеппи Миллер (Беренис Бежо), которая и сама мечтает пробиться на экран. Приход в кинематограф звука становится личной драмой артиста, а вот карьера мисс Миллер стремительно возносится вверх. | © Евгений Нефёдов, World Art |
© Евгений Нефёдов, 2012.03.05 | Авторская оценка: 6/10 |
Из восьми претендентов на главный «Оскар» по итогам сезона 2011-го года лично я меньше всего ожидал победы «Артиста», мысленно считая фаворитом скорсезевского «Хранителя времени» (кстати, тематически созвучного), в крайнем случае – политически корректную, но и действительно пронзительную «Прислугу» Тейта Тейлора. Всё-таки несколько тысяч членов Американской академии кинематографических искусств и наук, во-первых, стабильно придерживаются патриотических воззрений, а во-вторых, не проявляли особого интереса к аналогичным эстетическим опытам ранее. Блистательные стилизаторские работы Мела Брукса, Питера Богдановича, Вуди Аллена1, помнится, схожего энтузиазма не вызывали, а такие любопытные эксперименты, как «Зов Ктулху» /2005/ Эндрю Лемана и «Доктор Плонк» /2007/ Рольфа де Хеера, ничуть не хуже возвратившие зрителя в стихию «великого немого», вообще остались незамеченными. Так почему вдруг – «Артист»?
Конечно, Мишель Хазанавичус принципиально отказался от ёрничанья и двусмысленных шуток, характерных для его предшествовавших постановок, тоже пародийных и не менее обстоятельно реконструировавших мир классических фильмов, – о секретном агенте O.S.S. 117. Да и Жан Дюжарден, к счастью, ушёл от грубой имитации манеры легендарного кумира, хотя киноманы всё равно безошибочно2 угадают в его Валентине отнюдь не Рудольфа Валентино, скончавшегося в момент наивысшего взлёта популярности, а бравого, неунывающего Дугласа Фэрбенкса. Не могу не отдать должного и мастерству художников, тщательно воспроизвёдших материальный мир периода «просперити», запомнившийся самобытным стилем в одежде и причёсках, и искусству оператора Гийома Шиффмана, хотя в данном случае, несмотря на выдерживавшиеся технические ограничения, всё-таки не возникает полной иллюзии, будто смотришь старую киноленту. Наконец, очень точна Беренис Бежо, вызывая ассоциации сразу с несколькими кинодивами тех лет.
И всё-таки причина триумфа3, думается, в другом. Хазанавичус создаёт упоительную, почти волшебную атмосферу, а главное, заражает чувством неподдельной любви к образам, навеки запечатлённым на целлулоиде, который (вопреки соответствующему отчаянному поступку Валентина) не горит, как и рукописи. Но, в отличие от того же Мартина Скорсезе, Мишель, не случайно пригласивший заокеанских актёров (особенно колоритен Джон Гудман) и использовавший титры на английском языке, воспевает именно Голливуд. В романе Джорджа и Пеппи слышатся отголоски того, как «звезда родилась», и как сыпались «пенни с небес», и как самозабвенно танцевали и отбивали чечётку Фред Астер и Джинджер Роджерс, и как пели под дождём!.. Легенда красивее правды, а реальность, законсервированная на бесчисленных километрах киноплёнки, в итоге получает новую, производную жизнь – и бумерангом оказывает влияние на подлинный мир. Режиссёр, конечно, пошутил, показав кадры «актуальной» картины «Русское дело» с участием Валентина, герой которого, обманув советское ГПУ, бросает: «Свободу великой Грузии!» И не иначе, как ирония судьбы проявилась в инциденте с публичными претензиями со стороны актрисы Ким Новак, обидевшейся на обыгрывание музыкальной темы Бернарда Херманна из хичкоковского «Головокружения» /1958/.
__________ 1 – Между прочим, выступившего прямым конкурентом французов. 2 – Задолго до того, как узнают знакомые кадры из «Знака Зорро» /1920/, с грустью просматриваемого Джорджем в одиночестве. 3 – Производственный бюджет в размере $15 млн. уже превзойдён почти в 5,5 раз!
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
«Артист» 44-летнего Мишеля Хазанавичуса оказался совершенно удивительной штучкой, которую невозможно описать, не проводя параллелей, но которую, при всем этом, точно так же совершенно невозможно обвинить во вторичности, плагиате и бессмысленном цитировании столпов черно-белого жанра – от фильмов Чарли Чаплина, до кино с Бастером Китоном. Впрочем, тут «пахнет» не только ими… Здесь есть великолепная стилизация – цвета, декораций, грима и даже движений актеров, глядя на которую, трудно избавиться от воспоминаний о черно-белом же «Зелиге» (1983) Вуди Аллена. Здесь есть герой, при взгляде которого сложно не воскресить в памяти Бастера, Чарли и иже с ними. Здесь есть, наконец, главная тема – один в один повторяющая главную проблему так же получивших «Золотой глобус» и так же номинированных на «Оскар» «Поющих под дождем» (1952) Стенли Доннена и Джина Келли. Но… Но! Француз Хазанавичус снял не комедию, не фарс, не сатиру, а более чем серьезное кино. Снял языком, уже давно ставшим едва ли не умершим. В технике, ставшей едва ли не забытой. Соединив, казалось бы, несоединимое – этакое визуальное ретро с абсолютно современными вопросы о жизненных приоритетах, чувстве благодарности, благородстве, отчаянии, падении и силах, необходимых, чтобы вновь подняться на ноги. Жан Дюжарден, теперь уже ставший настоящей знаменитостью, а до того известный разве что по главной роли в «99 франках», снятых но нашумевшему роману Фредерика Бегбедера, - и есть тот самый артист – великая звезда немного кино Джордж Валентин. У такого не жизнь, а сплошное удовольствие пополам с работой. У Джорджа есть все необходимое для счастья: деньги, успех, слава, народная любовь, красивая жена, огромный дом на Голливудских Холмах и милая собачка, постоянно играющая одну из главных ролей в его фильмах (и, вне сюжета, отвечающая за еще больше очарование женской аудитории «Артиста»). У него даже есть та, с кем можно пофлиртовать – начинающая артисточка Пеппи Миллер, сыгранная супругой режиссера – Беренсис Бежо (нынче, кстати, планирующей сниматься в его новой картине в образе потерявшей сына во время боевых действий чеченской женщины). Но – на секундочку – у нас тут Голливуд. И 1927 год. А, значит, время революции не менее значительной, чем там, что была за десять лет до того в России! Только что появившийся звуковой кинематограф тут же делает неактуальным немое кино и безработными – всех тех актеров, кто не смог встроиться в новые реалии. В «Поющих под дождем» все было куда проще: хороший актер – на все руки мастер, плохому – скатертью дорога, да еще и с позором. У Хазанавичуса, однако, все куда сложнее: герой не то, что не талантлив, он просто не может переступить через себя, пойти против собственных принципов, как если бы Богу предписали ездить в метро, вместо того, чтобы веселиться в небесах. Он не понимает, как пел Вертинский, «зачем и кому это нужно», а потому упрямится, упорствует, все более превращая свою жизнь из комедии в мелодраму, теряя жену с лицом Пенелопы Энн Миллер, деньги, человеческий облик, пока, наконец, не оказывается на краю и… возрождается вновь при помощи той самой когда-то обласканной его вниманием юной артисточки, ставшей теперь едва ли не главной звездой нового кино. Хэппи-энд, конечно, хэппи-энд, но такой, чтобы сразу было понятно самое главное: любая история может стать великолепной и без единого спецэффекта, что кино – это не обязательно компьютерная графика и награды и призы можно получить и без них - был бы талант.
|
| | |