|
| | |
всего сделано правок - 222, последняя: 2023.01.16
| | | Железная леди
Названия | | The Iron Lady / La dame de fer / Untitled Margaret Thatcher Project |
Первый показ | | 2011.12.26 (Новая Зеландия) |
Проголосовало | | 21 чел. | |  |
|
|
В 2008-м Маргарет Тэтчер (Мерил Стрип, премия «Оскар»), давно покинувшая пост Премьер-министра Соединённого Королевства, всеми оставленная, вспоминает о самых ярких годах прожитой жизни: от дней юности, когда она приняла твёрдое решение пойти в большую политику, до яркого и противоречивого периода, прозванного «тэтчеризмом». Железной леди является образ покойного супруга Дениса (Джим Броадбент), да и вообще — не так уж спокойна совесть женщины, которой восторгалась британская элита, но которую не менее сильно возненавидели широкие народные массы. | © Евгений Нефёдов, World Art |
© Евгений Нефёдов, 2012.02.27 | Авторская оценка: 7/10 |
Судя по всему, Великобритания всё же не является таким современным («открытым», если воспользоваться термином Карла Поппера) обществом, каким истово желает казаться в глазах остального мира. Болезненную реакцию англичан на фильмы о принцессе Диане пытались объяснить искренней любовью сограждан к мятежной леди Ди, отвергнутой пуританской семьёй, а огромный успех «Королевы» /2006/ Стивена Фрирза и драмы «Король говорит!» /2010/ Тома Хупера – не более чем данью уважения традициям, не играющим особой роли в повседневной общественно-политической жизни. Но вот сам Дэвид Кэмерон, едва скрывая от журналистов чувство глубокого возмущения, публично ополчился на кинематографистов, посмевших покуситься на репутацию собственной предшественницы, далеко не всеми почитаемой и на Родине. А как же свобода слова? А как же право творцов на самовыражение, в данном случае – ещё и нашедшее отклик у широкой аудитории1?.. Дэвиду вторили дети самой Маргарет, Марк и Кэрол Тэтчеры, заявившие по поводу ленты в интервью, что «это похоже на левацкую фантазию», но почему-то не инициировавшие судебный иск по защите чести и достоинства родительницы.
Представляю, какое негодование вызвала бы версия, озвученная для испанского проката и «переведённая» российскими «пиратами», которая привлекла внимание2 даже обозревателей издания The Guardian! В получившемся «шедевре» Маргарет, не стесняясь, не обращая внимания на растерянно-примирительные реплики старших коллег по партии, взывает к сокращению социальных программ для малообеспеченных слоёв и к присвоению ушлыми (лучше – приближёнными) дельцами предприятий государственного сектора. А много позже, в старости, недовольна потехами российских и украинских олигархов в центре Лондона… Не скрывает, что намеренно идёт на обострение конфликта в Северной Ирландии и на поддержку исламских экстремистов, с грустью (уже в 2008-м) смотря телевизионный репортаж о разразившемся в мире хаосе… Предельно откровенно разъясняет соратникам механизм манипуляции общественным мнением, жертвуя жизнями сотен английских моряков и солдат в войне за Фолклендские острова с аргентинской хунтой, загодя получившей от Великобритании щедрую взятку. И это – только самые яркие примеры.
Возмутительно! Недопустимо!.. Но, сравнивая оригинальный текст (или официальный дубляж) с упомянутой любительской звуковой дорожкой, оказавшейся чем-то средним между откровенной «отсебятиной» и достаточно остроумной шуткой3, неожиданно приходишь к крамольному выводу. Неизвестные народные умельцы оказались не так уж неправы, обойдясь без обиняков, не сдерживая себя в характеристике Железной леди как личности и, главное, как выразительницы интересов правящего класса, тем самым – сказав явно то, что Филлида Ллойд и сценаристка Эби Морган оставили на уровне подтекста. Есть повод для размышлений о том, почему дочь бакалейщика так рьяно (куда решительнее, чем коллеги, сплошь потомственные аристократы) стала открещиваться от простонародья и проповедовать хищническую философию. Почему предпочла снизить до минимума социальные гарантии, создав ситуацию дикой концентрации капитала. Почему, не соизмеряясь с потерями, инициировала жёсткие меры в отношении аргентинской хунты и ИРА. Женщина-режиссёр, пришедшая из театра и зарекомендовавшая себя отличной адаптацией мюзикла «Мамма мия!», в принципе, оставляет возможность для ответов, в целом благоприятных для госпожи Тэтчер. Равно как и для противоположных, отстаиваемых её оппонентами. Однако куда красноречивее доводов рассудка укоры неспокойной совести, персонифицированной в образе покойного Дениса, не отпускающего экс-Премьер-министра на склоне лет, в преддверии скорой смерти, несмотря на заметно ухудшающееся состояние памяти и психики супруги. Всё это производит сильное впечатление, позволяя рассматривать «Железную леди» в качестве произведения честного и глубокого, не лишённого важных умолчаний4, без которых ни политика, ни, тем более, искусство не обходятся. Кроме того, у фильма Ллойд есть достоинство, признанное даже Кэмероном, – игра Мерил Стрип, демонстрирующей, как всегда, исключительное мастерство вживания в образ.
__________ 1 – Кассовые сборы превзошли производственный бюджет ($13 млн.) почти девятикратно, причём примерно четвёртая часть, $29,9 млн., пришлась на США. 2 – См.: http://www.guardian.co.uk/world/2012/mar/19/iron-lady-margaret-thatcher-russian-version 3 – Причём, судя по отдельным репликам (например, по словосочетанию «концептуальная власть»), «переводчик» знаком с рядом интересных политологических гипотез. 4 – Как и, допустим, у американца Оливера Стоуна в биографических фильмах о Президентах Ричарде Никсоне и Джордже У. Буше-младшем.
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
Отличный фильм. И просто шедевральная работа Мерил Стрип, пройти мимо которой невозможно.
|
| | |