|
| | |
| | | Тёмный кристалл
Названия | | The Dark Crystal / The Dark Chrysalis |
Первый показ | | 1982.12.17 (Канада) |
Проголосовало | | 11 чел. | |  |
|
|
Тысячелетием ранее в сказочном мире был расколот Тёмный кристалл, и образовалось две расы: скексисов, одержимых низменными страстями и стремящихся подчинить других существ, и добрых волшебников мистиков. Джен (озв. Стивен Гэрлик), воспитанный последними из них и считавший себя единственным выжившим из рода гелфлингов, узнаёт, что именно он избран исполнить великое древнее пророчество — как только на небе выстроятся в ряд три солнца. | © Евгений Нефёдов, World Art |
© Евгений Нефёдов, 2012.06.15 | Авторская оценка: 6/10 |
«Тёмный кристалл» стал уникальным кинематографическим экспериментом, оказавшись, как считается, первым полнометражным игровым (хотя в ряде справочников картина попала в раздел «Анимация») фильмом без участия людей1 и вообще – любых живых существ, населяющих Землю. Вдохновившись колоссальным успехом «Маппет-шоу», в том числе – в версии, предназначенной для большого экрана, Джим Хенсон и Фрэнк Оз отважились на сотворение целого мира, заселённого одушевлёнными куклами! Настоящие, а не бутафорные горы, леса, реки, подземелья – всё это стало местом обитания причудливых и забавных созданий, незаметно управляемых кукловодами, каждое из которых (от предводителей противоборствующих рас до любимца Киры, напоминающего преданную собачонку) наделено самобытным характером и темпераментом. Дух захватывает от осознания масштаба работы, которую пришлось проделать членам съёмочной группы, от художников, колдовавших над обликом персонажей, до артистов, наделивших их голосами.
Возможно, есть доля истины в лёгких упрёках авторам в том, что поведанная история чересчур мрачна2 для детей, которых родители в тот год с большей охотой водили на сеансы спилбергского «Инопланетянина». Но даже доходов от демонстрации в Северной Америке (кассовые сборы составили $40,577 млн., прокатная плата – $23,9 млн.) хватило для того, чтобы компенсировать производственные затраты в размере $15 млн., а ведь ещё был повышенный ажиотаж во Франции и Японии. Сценарист Дэвид Оделл словно опасается придать действию откровенно сказочный, развлекательно-ироничный характер (как Хенсон поступит позже в «Лабиринте» /1987/), тщательно соблюдая традиции «серьёзных» фэнтези. Стремясь явить не менее совершенную и густонаселённую Вселенную, чем у Дж.Р.Р. Толкина или Клайва Льюиса. Вот только, на мой взгляд, это не вполне удаётся – поневоле, методом «от противного», понимаешь, насколько важен в кадре человек.
Подобные соображения, впрочем, не должны останавливать любителей жанра, и лента действительно приобрела «культовый» статус. Собственно, в «Тёмном кристалле» достигла апогея не только чисто хенсоновская увлечённость, но и распространённая тенденция, чаще противостоявшая линии по бурному развитию специальных эффектов и компьютерной графики, хотя иногда (как, допустим, у Джорджа Лукаса) – сочетавшаяся с ней вполне органично. Тандем режиссёров, по сути, нащупал предел органичности образов, создаваемых при помощи фигурок разными доступными способами: от классических приёмов управления верховыми и срединными куклами до т.н. аниматроники. И всё-таки Хенсон и Оз не были бы самими собой, если б совершенство художественной формы подменяло или даже заслоняло содержание, философский посыл произведения. Авторы напоминают о вечных истинах, о диалектической борьбе и в то же время единстве Добра и Зла – и, более того, стараются сосредоточить внимание на переломном, эпохальном событии восстановления утраченной гармонии, возвращения мира к состоянию монолитности, символом которой как раз выступает могущественный Тёмный кристалл.
__________ 1 – Если, конечно, не считать дублёров, присутствие которых в некоторых кадрах очевидно. 2 – Чего только стоит удар ножом, наносимый девочке-гелфлингу подлым скексисом.
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
Великолепный фильм, по силе фантазии не уступающий творениям Тима Бертона и Хаяо Миязаки. Мир, наполненный удивительной жизнью, притягивающий взгляд к экрану - красноречивое доказательство того, что компьютерная графика не единственная сила, а шедевральные творения бессмертны. Отдельного упоминания заслуживает глубокая идея, заложенная в сюжете фильма, и концепция взаимовлияния каждого явления и каждого организма с другими, свойственная работам Хенсона. Картина настолько полна, ярка и увлекательна, в ней нет места сомнениям и мыслям: кто эти создания? откуда они? как?.. Одним словом, если вы еще не видели "Темный кристалл" - приятного просмотра!
|
| | |