World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рецензии и биографии | Рейтинг кино и сериалов | База данных по кино | Теги   
тип аккаунта: гостевой  

 Основное
-авторы (16)
-связки


 Промо
-постеры (1)
-кадры (4)
-трейлеры


 На сайтах
-imdb
-kinopoisk


 Википедия
-википедия (ru)


 Для читателей
-написать отзыв
-нашли ошибку?
-добавить информацию
-добавить фильм



буду смотретьсмотрюпросмотреноброшенов коллекциивсе спискинаписать отзывредактировать<-->

страница создана Contributor от 2011.04.14
всего сделано правок - 12, последняя: 2023.01.04

Эзоп (1981, постер фильма)
трейлеры 0 | постеры 1 | кадры 4
Эзоп


НазванияEsop
ПроизводствоСССР
Форматполнометражный фильм
Хронометраж104 мин.
Жанрдрама
Первый показ1981
РежиссёрОлег Рябоконь
Сценарий, идеяГильермо Фигейредо
КомпозиторБорис Архимандритов
В ролях Валентин Гафт, Александр Калягин, Наталья Каресли, Владислав Пази, Любовь Полищук, Олег Табаков и другие


Средний баллнужно больше оценок
Проголосовало
6 чел.
Место в рейтингефильм ещё не попал в рейтинг
Проголосуйте 





Краткое содержание

Ксанф (Олег Табаков) славится умом у жителей Самоса, хотя всё чаще раздаются мнения, что читаемые им басни на самом деле сочинены рабом по имени Эзоп (Александр Калягин), купленным во время путешествия. Клея (Любовь Полищук), прекрасная жена философа, влюбляется в невольника — настолько, что готова без колебаний оставить жизнь в роскоши. Однако сам Эзоп мечтает лишь о свободе, которую не желает получать недостойным способом. И мудрому баснописцу выпадет такой шанс — нужно лишь помочь хозяину, необдуманно заявившему гостю Агностосу (Валентин Гафт), что способен выпить море, выпутаться из затруднительного положения…

© Евгений Нефёдов, World Art



Кадры из фильма
посмотреть все кадры [4]


Рецензия
© Евгений Нефёдов, 2011.07.15Авторская оценка:  8/10

Олег Рябоконь, конечно, не первым обратился к знаменитой пьесе современного бразильского драматурга Гильерме де Оливейра Фигейреду «Лиса и виноград» /1952/, которую хорошо знали и ценили в СССР, а в 1960-м году – даже перенесли на киноплёнку постановку Георгия Товстоногова и Юрия Музыканта (с Виталием Полицеймако в заглавной роли) в Ленинградском Большом драматическом театре имени Горького. Но именно его дебютная картина, снятая на студии Лентелефильм, получила, как сказали бы сейчас, «культовый» статус, справедливо воспринимаясь в качестве одного из наивысших отечественных (да и, пожалуй, мировых) достижений в таком специфическом жанре, как фильм-спектакль. Правда, персональным шедевром режиссёра станут всё же «Физики» /1988/, по Фридриху Дюрренматту.

Во время сеанса поневоле забываешь общеизвестный в общем-то факт, что личность Эзопа является полулегендарной1: настолько безусловным кажется вживание в образ Александра Калягина, а игра его коллег (Олега Табакова, Любови Полищук и Валентина Гафта в сравнительно небольшой роли) – убедительной и эмоционально заразительной. К тому же, Рябоконь и оператор Игорь Наумов, довольствуясь несложными приёмами, создают уникальную (характерную именно для фильма-спектакля) атмосферу, с одной стороны камерную, преимущественно ограниченную декорациями дома состоятельного греческого рабовладельца, а с другой – открытую мощным ветрам Истории. Точнее, омываемую беспокойными водами (водами времени? безмолвной вечности?) того самого моря, которое Эзоп настойчиво призывает выпить своего хозяина и которое предпочтительнее для свободолюбивого мыслителя, чем дальнейшее существование в неволе.

Авторы включаются в древний философский спор о сущности свободы – понятия, одновременно самоочевидного и… оказывающегося тем более сложным и неоднозначным, чем глубже погружаешься в предмет. Эзоп не желает омрачать и опошлять радость избавления допущенными нравственными компромиссами с совестью, пользуясь неосторожностью хозяина или любовью его жены. Однако куда сильнее впечатляет неожиданный поворот судьбы, прихоть Рока, материализовавшегося в преступном деянии снедаемой ревностью женщины. Акцент неотвратимо смещается на оборотную сторону явления: возникает вопрос о бремени свободы. О той плате, которую приходится платить человеку и которой не допускает и мысли избежать баснописец, постигший перед казнью, возможно, самую важную истину. Это и есть пример подлинно диалектического художественного мышления, которое, заметим, с блеском демонстрирует и сам Эзоп2, доказывая, что то, что является для людей величайшим благом, одновременно служит причиной всех совершаемых подлостей и низостей! Вместе с тем кинематографисты преподали и другой любопытный урок, прибегнув именно к эзопову языку, остающемуся непостижимым для Ксанфа, но позволяющему не просто затронуть животрепещущие проблемы иносказательно, а – добиться изложения идей в чистом, концентрированными и как бы законсервированными виде. В форме басни, доступной пониманию каждого и при этом – становящейся источником неисчерпаемой мудрости.


__________
1 – Хотя в настоящий момент и само его существование не отрицается так решительно, как филологами в XIX веке.
2 – Имеется в виду, естественно, эпизод пира, когда пьянеющий хозяин решает проверить сообразительность раба.



Отзывы зрителей

1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».








Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура