|
| | |
всего сделано правок - 66, последняя: 2023.01.15
| | | Учитель на замену
Названия (рус.) | | Временное назначение / Отчуждение |
Первый показ | | 2011.04.25 (США) |
Сборы в России | | $60,965 (зрителей: 9,336) |
Проголосовало | | 189 чел. | | |
|
|
Генри Бартес (Эдриен Броуди), избравший нелёгкую стезю учителя на замену, получает временную должность преподавателя английского языка и литературы в социально и финансово неблагополучной государственной школе, директор которой, Кэрол Дирден (Марша Гэй Харден), уже была предупреждена о незавидной перспективе. Несмотря на стремление придерживаться однажды выбранного кредо — не принимать близко к сердцу чужие трудности, Генри не может остаться в стороне от проблем учебного учреждения. | © Евгений Нефёдов, World Art |
© Евгений Нефёдов, 2012.05.24 | Авторская оценка: 8/10 |
Такой школы не увидишь в популярных американских телесериалах, в том числе в тех (допустим, в «Веронике Марс» /2004-07/), авторы которых старались по возможности не уклоняться от освещения малоприятных сторон социальной действительности! В сравнении с «Учителем на замену» даже произведения, повествующие о стремительной криминализации тинэйджерской среды, покажутся избыточно спекулятивными и во всяком случае – говорящими не о главном. Подобные трудности в конечном итоге преодолеваются, пусть и не без серьёзных усилий и радикальных мер. Но куда деться от фундаментальных проблем, не решаемых на уровне отдельного учебного учреждения, тем более конкретного человека?..
Тони Кэй сумел вызвать общественный резонанс ещё дебютной полнометражной постановкой «Американская история Икс» /1998/ – но в прессу тогда просочилась информация о его конфликте с руководством New Line Cinema, заставившим перемонтировать ленту, внеся в авторскую позицию определённость. Точнее, вселив в публику уверенность в принципиальной преодолимости обрисованных социальных изъянов. Однако «независимый» кинематографист, безусловно, остался себе верен, настойчиво обращаясь к важным проблемам Запада – вроде вопроса о допустимости абортов и сохранении окружающей среды. Или, как в случае с «Учителем на замену», о состоянии образования, в недостатках которого только наивные и предвзятые1 люди не могут увидеть системного характера. Генри, надо полагать, потому и стремится сохранить максимальную эмоциональную уравновешенность (равнодушие?), что из-за специфики своей должности знает положение куда лучше, чем коллеги, включая многоопытного и в меру циничного Сиболдта2 и психолога Дорис Паркер, однажды не выдерживающей и пытающейся хотя бы криком достучаться до очередной бедовой девушки-подростка. Сценарист-дебютант Карл Лунд, сам проработавший учителем в государственной школе, слишком хорошо знает нюансы функционирования так называемой «системы двух коридоров» – не декларируемого, но неуклонно претворяемого в жизнь принципа разделения учеников на элиту и толпу.
Впрочем, подобно французскому коллеге Лорану Канте («Класс» /2008/) Кэй и Лунд не ограничиваются анализом сложившегося положения вещей. Для них важнее обрисовать (хочется сказать – воспеть) те усилия, которые человек всё же предпринимает, несмотря ни на что и в общем-то не надеясь на отдачу. Оригинальный заголовок является частью вынесенной в эпиграф цитаты из Альбера Камю: «И никогда я так глубоко не чувствовал одновременно такой отчужденности от себя и такого присутствия в мире». Иными словами, трагическая абсурдность существования, обострённо воспринимаемая Генри, парадоксальным образом обнаруживает в самой себе возможности для её преодоления. Для обретения высокого смысла. Отчуждённый от своего «я», Бартес, как выясняется, вносит ощутимую лепту в улучшение мира. Упорно идёт вверх (и помогает найти путь другим) по лестнице, ведущей вниз. Всё верно, бытие определяет сознание (иллюстрациями марксовой формулы служат грустные рисунки, стилизованные под каракули мелом на доске), но ведь и само бытие поддаётся воздействию сознания, и подчас искреннее участие в чужой судьбе находит живейший отклик. Разница в поведении класса в день прихода учителя на замену и в день его прощания – колоссальна! И если Мередит3 спасти не удаётся, то внутреннее преображение Эрики («юной потерянной души», по эпитету режиссёра), смирившейся, казалось, с участью малолетней уличной проститутки, не вызывает удивления. Финал позволяет испытать катарсис, оставляя по завершении сеанса с верой в человека – верой вопреки всему.
__________ 1 – Подобно чиновнику, убеждающему преподавательский состав, что корни всех бед – в недооценке потенциала… рынка недвижимости. 2 – В этой неожиданной роли колоритен Джеймс Каан. 3 – Между прочим, её сыграла Бетти Кэй, дочь Тони.
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
Высший фильм. Фильм, который посвящён наверное самому героическому подвигу людей, отдающих каждый свой день ради того, чтобы другие смогли верить в жизнь. Фильм про трудовые будни всего лишь обыкновенных людей, бьющихся в этой отчаянной безнадёжности, пытаясь прорвать замкнутый круг окружающего нас мира. Как всё-таки это невозможно, не реально приобщить только-только ступившего на свой судьбоносный путь, к окружающей его реальности и направить к тому свету, который исходит из него самого. Ведь это так трудно, увидеть в самом себе что-то светлое, хорошее, доброе... Полтора часа экранного времени представляют собой по сути исповедь учителя. Что это значит, когда всё вокруг медленно умирает и нужно постараться спасти хоть что-то, даже не смотря на то, что в самом себе уже всё давно ничего нет, одна лишь пустота?! Как признаться себе в этих ошибках, ценой в жизнь и как принять их, не сдаваясь идти дальше?! Но самое страшное - это понимание, которое приходит под самый конец своей жизни. Битва проиграна, а те немногие победы - ничто по натиском времени. Я хотел бы отметить мастерскую актёрскую игру Адриана Броуди. Он вносит в действие ту самую глубину, которая была так необходима для формирования образа кинокартины. А великолепно подобранная музыка прекрасно подчёркивает всю ту огромную работу, которая была проделана творческой командой, стоявшей у истоков создания этой кинокартины.
|
Школьная тематика в отечественных и зарубежных фильмах, перескакивая с прошлого в настоящие, все больше и больше углубляется в отношения между учащимися и учителями. Острая проблема подросткового бунтарства и педантичности преподавательской методики существуют в каждой школе. И если раньше система могла удерживать своенравный характер учащихся на смену ей пришли совершенно другие методы воспитания. Профессия учителя одна из самих сложных и самих уважаемых в мире. Так, по крайней мере, пишут, но так больше не думают учащиеся. Вспышки насилия, расистской ненависти и жестокости, это не фантастика, а обычная реальность среднестатистических учебных заведений. И если профессия призвана учить, вкладывать душу в ребёнка, поставить его на правильный путь, то справляться с проблемами каждого ученика, либо группы в отдельном, она не может.
Генри Барт, учитель на замену. У него нет постоянного места работы, но даже в своей кочевой профессии он находит плюсы. С годами он выработал особую методику преподавания. Барт не привыкает и не сближается с учащимися, его жизнь это отчужденность от мира, и в некой мере даже от людей. Он попадает в «неблагополучную» школу, для прочтения программы английского языка и литературы. Его коллеги, на постоянной основе, с расшатанными нервами и неуравновешенной психикой. Одни терпят насмешки и угрозы учеников, другие не могут смириться с окончанием своей трудовой деятельности, третье, спасаясь от депрессии, глотают таблетки. Им попадаются разные дети, одни хотят учиться, другие нет, как аутсайдеры, так и агрессоры, эта школьная масса живет только одним желанием, покинуть ненавистное им здание.
Генри не пытается проникнуться жизнью школы и ее уставами, он всего лишь замена, но, даже учитывая небольшой срок преподавания, он замечает, что ему начинают доверять, а главное слушать. Он, пытается доказать обратное, отсечь от себя проблемы, и забыться. Учащие замечают его пассивное отношение к миру, безликий человек в пустом классе, так они видят замечательного, но скрытого педагога.
В этой картине Эдриан Броуди, превзошел сам себя, думаю, что это второй по величине фурор, после «Пианиста». До «Учителя на замену», высшими драмами я считала «Общество мертвых поэтов» и «Волна: Эксперимент», но в отличие от исполнителей вышеперечисленных фильмов, Броуди воплощал преподавателя-мечту. Визитной карточкой актера является мимика лица, не знаю почему, но именно выражение глаз акцентирует твое внимание. Больше всего мне импонировал, дует Броуди — Семи Гэйл.
Тони Кэй в очередной раз смог взять зрителя за живое. Приятно, что режиссера интересуют проблемы среднестатистического класса, а также подростковые судьбы в период становления личности. Как и «Американская история Х», «Учитель на замену», еле слышно прозвучал на устах критиков, однако нашел своего зрителя. Бесподобная лента, убедитесь сами.
|
Наконец-то! Что-то действительно стоящее появилось на измученных глупыми фильмами экранах! Не помню, что в последнее время вызывало у меня столько восхищения. Может быть, недавний победитель Каннского фестиваля Михаэль Ханеке со своим творением "Любовь"... Но не о нем пост. Я даже не знаю, стоит ли приводить цитаты, как-то комментировать, затрудняюсь, ибо так хорош фильм, что слов нет. Некоторые любимые моменты: "рыночный холокост" - потрясающее определение, "это был не мой рот" - действительно, а главное: сцена в автобусе, когда один - плачет, а другой - не к месту сказано... Смотрите все! Смотрите всё! Прятного "аппетита", т.е. просмотра! оценка 10/10
|
На Википедии написано, что фильм получил неоднозначные отзывы кинокритиков. Не понимаю, как такое возможно. Ведь это действительно сильная вещь. Потому что есть панегирики в честь мужественных врачей, оды отважным лётчикам, саги о бесстрашных военных, эпосы про неподкупных полицейских, а это - гимн современным учителям. "Выстоять и добиться" образца начала XXI века, вот только о добиться речь уже не идёт, хватило бы сил выстоять в наше суровое время.
Отличный фильм. Он не загадывает этические ребусы и нравственные головоломки. Он просто показывает в концентрированном виде сложности профессии преподавателя и обращён главным образом к нам, родителям и ученикам. Дескать, ребята, полегче там с преподами, не зря у них отпуск по два месяца. Вот только обращение это, к сожалению - в пустоту. Ответственные родители и так всё понимают, а безответственные не станут тратить время на всякую занудную муру.
Ну, и особо радует, что главный герой не сорвался и никого в конце не порешил. А опасения были, поскольку по стилю изложения этот фильм - вылитый "Таксист" или "Джокер". Но тут оказался крепкий парень с устойчивой психикой, куда там до него всяким слабакам Джокерам... Честь ему за это и хвала.
|
Фильм замечательный. Люди живут своей жизнью, тонут в проблемах, рутине, делах, злятся друг на друга, демонстрируют безразличие, принебрежение, симпатию, любят, заботятся друг о друге, забывают, вспоминают. В их глазах разные чувства, а сцены имеют разный формат масштаб и окраску. В происходящее просто погружаешься и проживаешь этот фильм. Возникает чувство целостности окружающего мира, связанности всех людей, их судеб. А еще не оставляло ощущение, что это французское кино.
|
| | |