|
| | |
всего сделано правок - 122, последняя: 2025.02.19
| | | Никита
Названия | | Nikita / La Femme Nikita |
Названия (рус.) | | Её звали Никита |
Первый показ | | 1990.02.21 (Франция) |
Проголосовало | | 64 чел. | |  |
|
|
Боб (Чеки Карио), сотрудник центра по подготовке правительственных секретных агентов, делает ставку на юную преступницу и наркоманку, предпочитающую называть себя Никитой (Анн Парийо), которая за убийство полицейского приговорена к высшей мере наказания и официально — скончалась в тюремной больнице. После курса специальных тренировок ей, по легенде — рядовой медсестре по имени Мари, предоставляется относительная самостоятельность. Никита постепенно обустраивается, знакомится с мужчиной, кассиром Марко (Жан-Хью Англад), в которого влюбляется и за которого хочет выйти замуж, и вообще — начинает верить в возможность нормальной жизни. Однако вскоре приходит осознание, что за былые грехи придётся расплачиваться ещё долго. | © Евгений Нефёдов, World Art |
© Евгений Нефёдов, 2008.09.25 | Авторская оценка: 7/10 |
Тридцатиоднолетний Люк Бессон впервые – и крайне эффектно – обратился к остросюжетному жанру, соединив традиции местных «поляров», прежде всего с Жаном-Полем Бельмондо и Аленом Делоном1, с профессионализмом, чёткой и мощной интригой, суровостью трактовки событий и характеров, отличающими мастеров Голливуда. Лента захватывает дух с первых же кадров, когда Никита, пребывающая под воздействием наркотиков, оказывается соучастницей шумного налёта на аптеку – и фактически подписывает себе смертный приговор, застрелив в упор офицера полиции. Но и дальнейшие перипетии судьбы бедной девушки, настоящей «дикой кошки», плохо поддающейся дрессировке даже жестокими методами, демонстрирующей «зубки» и «коготки» в самые неожиданные моменты, оставят равнодушными редкого зрителя. Особенно поражает подход импозантного и непреклонного Боба, вроде бы симпатизирующего подопечной, однако – не проявляющего и намёка на слабость.
«Французскость» фильма, не случайно именно за океаном получившего заголовок La femme Nikita, подчёркивающий отличие от героини песни Элтона Джона2, заключается не только в открытом и бурном проявлении эмоций, которое позволяет себе режиссёр-сценарист. Нежные романтические чувства Никиты к Бобу, заявляющему, что тоже любит её – но «по-особому» и лишь в той мере, в какой дозволяют служебно-житейские обстоятельства… Пронзительный, возвышенный роман с Марко, заведомо обречённый, но оттого – ещё более прекрасный… Явление Жанны Моро в образе Аманды, преподающей, наверное, самые важные уроки, настаивая, что бесконечны на свете всего две вещи: женственность и возможность ею злоупотреблять… Всё это производит, безусловно, сильное впечатление, особенно – по контрасту с новой профессиональной деятельностью мадемуазель, выполняющей очередное задание в тот момент, когда недоумевающий жених3 пытается выяснить отношения. И тем не менее гораздо важнее французский или, точнее, общеевропейский характер авторского мышления, стремление докопаться до философской сути излагаемых событий. Никита – как Галатея конца XX века, когда Пигмалион вынужден поставить своё искусство обуздания неукрощённой природной стихии на службу безликому и бесчувственному государственному аппарату… Крайним выражением последнего выступает Виктор-чистильщик – но, кстати, тем интереснее сопоставить с «Никитой» «Леона» /1994/, её как бы альтернативный («мужской») вариант. А вот попытки американского «римейка» и развитие идеи в формате телесериала представляются менее продуктивными.
__________ 1 – Вот и актриса Анн Парийо, сразу ставшая международной «звездой», отмеченная премиями «Сезар» (на Родине) и «Давид» Донателло» (в Италии), получила первую известность именно в его постановках «За шкуру полицейского» /1981/ и «Неукротимый» /1983/. 2 – «Меня зовут Никита, как в песне», – поясняет преступница Бобу. 3 – Кстати, приглашение на эту роль Жана-Хью Англада можно считать иронической отсылкой к взвинченной мелодраме «37,2 с утра» /1987/ Жана-Жака Беннекса.
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
Фильм о деятельности спецслужб, беспомощности перед государственным аппаратом, и о том, можно ли искупить убийство, другими убийствами.
Оценка 6/10
|
Фильм представляет собой наглядный пример мании величия на государственном уровне. К счастью или нет, Франция не является столь могучей, самостоятельной и влиятельной страной, чтобы в ней или в ее интересах было чем заняться таким крутым агентам, да и имелись бы такие "научно-фантастические" киллерские школы. 5 баллов, не больше.
|
| | |