В творчестве Воннегута всегда есть что-то волнующее и удручающее. В жизни его персонажей всегда есть элемент трагедии, и никогда это чувство не проявляется так явно, как в книге "Бойня номер пять". Неудивительно, ведь Воннегут действительно пережил бомбардировку Дрездена во время Второй мировой войны.
Фильм никогда не позволяет нам понять реакцию Пилигрима на происходящее. Мы не знаем, расстроен ли он, напуган, озадачен, счастлив, смущен или что-то в этом роде. Нам просто показывают разные моменты жизни, связанные причудливым образом. Проблема в том, что это больше похоже на повествовательный прием (и не особенно оригинальный), чем на свидетельство путешествий во времени. Это больше похоже на историю, рассказанную не по порядку, чем на историю о человеке, застрявшем во времени. К сожалению, фильму не хватает сюжетной линии. Показ бомбардировке Дрездена снят на удивление с малой эмоциональной силой. Кажется, что это только для того, чтобы предоставить биографическую информацию об персонаже, но на самом деле не способствуют достижению более широкой цели фильма. Послание фильма о том, что время статично, что все, что происходит, неизбежно, и что задача человека в жизни должна состоять в том, чтобы лелеять хорошие моменты, а не пытаться контролировать происходящее, достаточно провокационен. Но фильму не хватает изящества и элегантности, которые позволили книге Воннегута воплотить это послание в жизнь. Воннегут понимал лучше, чем фильм, что проблеск, который мы получаем от жизни в космическом масштабе, не лишает нас человечности.
|