World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рецензии и биографии | Рейтинг кино и сериалов | База данных по кино | Теги   
тип аккаунта: гостевой  

 Основное
-авторы (38)
-связки


 Промо
-постеры (13)
-кадры (10)
-трейлеры


 На сайтах
-imdb
-kinopoisk


 Википедия
-википедия (ru)
-википедия (en)


 Для читателей
-написать отзыв
-нашли ошибку?
-добавить информацию
-добавить фильм



буду смотретьсмотрюпросмотреноброшенов коллекциивсе спискинаписать отзывредактировать<-->

страница создана Contributor от 2010.05.20
всего сделано правок - 49, последняя: 2023.01.16

Правила игры (1939, постер фильма)
трейлеры 0 | постеры 13 | кадры 10
Правила игры


НазванияLa règle du jeu / The Rules of the Game
ПроизводствоФранция
Форматполнометражный фильм
Хронометраж106 мин.
Жанркомедия, драма
Первый показ1939.07.07 (Франция)
РежиссёрЖан Ренуар
Сценарий, идея Карл Кох, Жан Ренуар
В ролях Нора Грегор, Полетт Дюбо, Мила Парели, Одет Талазак, Клэр Жерар, Анн Майен и другие


Средний баллнужно больше оценок
Проголосовало
6 чел.
Место в рейтингефильм ещё не попал в рейтинг
Проголосуйте 





Краткое содержание

Авиатор Андре Жюрье (Ролан Тутен) устанавливает мировой рекорд, совершив беспосадочный перелёт через Атлантический океан, но Кристина де ла Шенье (Нора Грегор), которой он посвятил свой подвиг, даже не приходит встретить героя в аэропорту Ле Бурже… Тем не менее стараниями его друга Октава (Жан Ренуар) Кристина и её муж-маркиз Робер (Марсель Далио), пытающийся прервать отношения с Женевьевой де Марра (Мила Парели), приглашают Андре в гости в родовой замок. Параллельно с этими, великосветскими любовными романами развивается острая интрижка среди слуг — соперничество между плутоватым браконьером-донжуаном Марсо (Жульен Каретт) и его давним врагом, егерем Эдуардом Шумахером (Гастон Модо), пытающимся отстоять честь легкомысленной молодой жены Лизетты (Палетт Дюбо), горничной мадам де ла Шенье.

© Евгений Нефёдов, World Art



Кадры из фильма
посмотреть все кадры [10]


Рецензия
© Евгений Нефёдов, 2011.01.06Авторская оценка:  10/10

Один из тех фильмов, значение которых только возрастает с течением времени. «Правила игры» поражают изысканной, практически идеальной для фарса или водевиля формой, и Жан Ренуар не случайно говорил о влиянии творчества драматургов Пьера Мариво и Альфреда де Мюссо1, а также Мольера и Бомарше, что позволило критикам охарактеризовать картину произведением «Мариво, превзошедшего самого себя». Но если следование славной театральной традиции помогло филигранно выстроить сразу несколько любовных интриг, развивающихся параллельно, а в самый неподходящий и странный момент пересекающихся, то музыка барокко задала причудливый ритм, стремительный, безостановочный и одновременно – сбивчивый, озорной. Вместе с тем ряд тонких нюансов, деталей, приобретающих почти символическое звучание, глубокомысленных фраз в диалогах позволили этой, как сказано в титрах, «драматической фантазии» не просто добиться редкостной психологической глубины, но и передать неуловимые «подводные течения» самой жизни не хуже, чем в знаменитых пьесах Антона Павловича Чехова. Разумеется, не следует принимать на веру лукавое заявление автора, предпосланное (наряду с традиционным уверением, что «все действующие лица являются плодом воображения») отреставрированной версии: «этот дивертисмент, действие которого разворачивается накануне войны 1939-го года, не претендует на серьёзное исследование нравов». Принципиальным здесь видится упоминание о столь глобальном и трагическом (в том числе для Франции!) событии, позволившее заострить внимание на общественно-историческом контексте.

Правда, меня всегда удивляло, что сами французы в один ряд с Мариво и де Мюссе ставят Бомарше. И Ренуар, думается, ближе именно к последнему из упомянутых авторов, который в знаменитой трилогии о Фигаро раздражал современников язвительным и злободневным социально-политическим подтекстом, обусловившим требования цензуры изъять фрагменты, относящиеся к бурной биографии находчивого слуги. Вот и «Правила игры» вызвали плохо скрываемое неприятие широкой публикой, оскорбившейся2 нападками на цвет нации, и через месяц после премьеры были официально запрещены властями как произведение «деморализующее», причём правительство Виши оставило решение в силе. Тем более не нашлось публичного деятеля, который бы (подобно Наполеону) сказал применительно к картине: революция уже в действии, трактуя понятие «революция» в широком смысле3 – как процесс бурных, никому не подконтрольных и необязательно прогрессивных перемен. Перемен, со всей очевидностью засвидетельствовавших: гнило стало в Датском королевстве – III Республике, безнадёжно поглощённой мелочными внутренними дрязгами в канун вторжения немецко-фашистских захватчиков, почти не получивших, как следствие, достойного отпора. Перефразируя Владимира Высоцкого, спевшего о схожей ситуации, изобличая поведение русского дворянства в начале Отечественной войны 1812-го: а в это время Гитлер – переходил границу… Присутствие среди гостей уважаемого пожилого генерала видится особенно красноречивым. Уже в сцене на охоте, намеренно выбивающейся из повествования резкой сменой тональности, становится не по себе из-за вида массово отстреливаемых кроликов и куропаток, когда раненые животные нестерпимо долго агонизируют, ничуть не смущая тем изящно одетых хозяев-аристократов и их именитых гостей. Разумеется, формально – никто не повинен в трагическом разрешении щекотливого положения, когда невинные шалости Амура, нарушившие неприкосновенность и взаимную непроницаемость разных слоёв общества, обернулись несчастным случаем с летальным исходом. Но у Марсо, оказавшегося невольным соучастником преступления, не случайно вырывается, что «месье Жюрье продырявили, точно кролика»…

В «Правилах игры» Жан Ренуар, сам исполнивший партию Октава, пытающего остаться искренним другом Кристине и Андре, но вносящего персональную лепту в столь мрачный исход, с блеском развивает мысль, прозвучавшую в предыдущих фильмах («Великая иллюзия» /1937/ и «Марсельеза» /1938/), – о делении современного мира не столько «по горизонтали», сколько «по вертикали». Его, мира, идеальной моделью как раз является усадьба де ла Шенье, предполагающая чёткое разграничение пространства (роскошные гостиные и комнаты – полуподвальное помещение, отведённое прислуге) и заполненное дорогими вещами4: от предметов антиквариата до механических приспособлений для извлечения музыки, коллекционируемых Робером. Мира, отчаянно сопротивляющегося надвигающимся переменам, не приемля нарушения установленных «правил игры» – вне зависимости от доброй воли его обитателей. Поборовший чувство ревности и уже отпустивший супругу с Жюрье, маркиз оказался, как минимум, не слишком огорчён неожиданным поворотом событий, выдержав, по меткому замечанию генерала, свою породу. Франция сама убивает своих героев… Справедливость сделанного кинематографистом вывода его соотечественники оценили спустя время, в немалой степени – стараниями воспитанников Андре Базена, памяти которого и посвятили повторную премьеру картины, устроенную в 1965-м году.


__________
1 – На раннем этапе замысла постановщик даже намеревался снять вольную осовремененную версию его пьесы «Капризы Марианны».
2 – Вплоть до попытки… поджечь кинотеатр, предпринятой одним из раздосадованных зрителей.
3 – В полном соответствии с устремлениями самого Жана, избравшего в качестве эпиграфа, наверное, ключевой фрагмент из «Женитьбы Фигаро» (явление IV, действие X):
Тщетны слёзы, тщетно пенье:
Сердце рвётся к перемене;
Ах, неужто в самом деле
Переменчивость – беда?
Ведь крыла даны Амуру,
Чтоб порхать, порхать всегда.
Чтоб порхать, порхать всегда.
Чтоб порхать, порхать всегда.
4 – Здесь можно говорить не только об усвоении находок немецких киношедевров («Голубой ангел» /1930/ и «М» /1931/), но также и о предвосхищении поисков Орсона Уэллса с его «Гражданином Кейном» /1941/, и о влиянии на замысел «Неоконченной пьесы для механического пианино» /1976/ Никиты Михалкова.



Отзывы зрителей

1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».








Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура