Последний романтик кривых переулков ©
Нет более совершенного персонажа для комедии, чем чудак. Чудак не поддается характеристике или измерению; он может быть каким угодно - серьезным, легкомысленным, толстым, тонким, интеллектуальным, тупым, в нелепой одежде, нарочито простой... И в самом деле, между дядюшкой Юло, Чокнутым Профессором, Робертом Эем, Обеликсом и Жандармом, скорее, много различного, чем общего. Но самое важное одно: они иные, они инаковые - и при этом уморительно смешные. Это не те отверженные изгои, про которых снимают триллеры или драмы, как, например, с Уиллардом, но это те отличающиеся от большинства чудаки, которые, при всех тех бедствиях, что они учиняют, не сколько раздражающи, сколько бесподобно-уморительны. И в самом деле, что хорошего привнёс дядюшка Юло в семье главного героя? Только всю кухню порушил, да перед обществом выставил ну в крайне неудобном свете. Однако же ему удалось сделать что-то очень важное, то, за что его прощает и мальчик, и зрители: он принёс в дом своего брата именно ту щепотку волшебной иррациональности, которой им так не хватало. Не брату и его жене, вовсе нет - этим буржуа и без этого сумасшедшего было вполне комфортно. Воистину, ценность волшебства могут оценить лишь дети и те, кому действительно не достаёт банального человеческого тепла. Весь фильм дядюшка Юло попадает в нелепые ситуации, которые сам же и провоцирует: он неловок (оставаясь при этом удивительно грациозным), у него, конечно, есть какие-то понятия об этикете, но в этом стерильном мире они все оборачиваются против него (при том, что главные общечеловеческие правила Юло как раз соблюдает, в отличие от его родни)... Это такой практически Дон Кихот - не воюющий с ветряными мельницами, не идущий за своей Дульсинеей, но единственный сохранивший в себе первозданную доброту и интеллигентную стать в этом ленивом лицемерном мире буржуа и холодной машинизации бытовой среды. Впрочем, фильм чуть глубже, чем можно подумать: это, скорее, несовпадение прежних гуманистических идеалов и идущего восьмимильными шагами вперёд технического процесса, в котором нет места банальному человеческому теплу и честности... Однако смыслов можно нанизывать, на самом деле, сколь угодно долго: другое дело, что это совершенно ненужно. И дело не в том, что это комедия, а комедия якобы должна быть простой - нет; просто когда начинаешь препарировать жанр, нацеленный больше на эмоциональное впечатление от фильма, а не на логическое осмысление его, то теряется вот это волшебство, легкая загадка комедии. Ведь для того, чтобы было смешно, вовсе необязательно понимать абсолютно всё... В конце концов, цели и задачи фильма стоят совершенно иные. Но - было бы абсолютно неправильным не упомянуть декорации в фильме, бо они заслуживают отдельного внимания. Генри Шмитт и Жак Коттин создали совершенно невероятное и почти что сценографичное пространство: о, эти дизайнерские футуристичные дома богатых буржуа! Фонтан в виде рыбы! Механизированная белая кухня! Этому невозможно не восхищаться: обычно в фильмах, где говорится о машинизации бытового пространства, отводится большее внимание под какую-нибудь роботронику, а не под фактуру непосредственно дома - тут же дело обстоит иначе, и оттого - выигрышнее. Ну а чудесных парижских улочках и домиках и вовсе говорить не стоит: на самом деле, я искренне восхищаюсь французами, как они свои "города как города" превращают в "приехать во Францию и умереть", настолько потрясающе красивыми выглядят их города в фильмах и на открытках. Просто невероятно.
И да, я б хотела себе такого дядюшку.
|