World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рецензии и биографии | Рейтинг кино и сериалов | База данных по кино | Теги   
тип аккаунта: гостевой  

 Основное
-авторы (49)
-связки


 Промо
-постеры (26)
-кадры (4)
-трейлеры


 На сайтах
-imdb
-kinopoisk


 Википедия
-википедия (jp)
-википедия (ru)
-википедия (en)


 Для читателей
-написать отзыв
-нашли ошибку?
-добавить информацию
-добавить фильм



буду смотретьсмотрюпросмотреноброшенов коллекциивсе спискичитать отзывы (1)редактировать<-->

страница создана Contributor от 2010.04.20
всего сделано правок - 46, последняя: 2023.01.13

Дзета (1969, постер фильма)
трейлеры 0 | постеры 26 | кадры 4
Дзета


НазванияZ / Z ou l'anatomie d'un assassinat politique
ПроизводствоАлжир, Франция
Форматполнометражный фильм
Хронометраж127 мин.
Жанркриминальный, драма, исторический, детектив
Первый показ1969.02.26 (Франция)
РежиссёрКоста-Гаврас
Сценарий, идея Коста-Гаврас, Хорхе Семпрун и другие
КомпозиторМикис Теодоракис
В ролях Ив Монтан, Ирен Папас, Жан-Луи Трентиньян, Жак Перрен, Шарль Деннер, Франсуа Перье и другие


Средний баллнужно больше оценок
Проголосовало
6 чел.
Место в рейтингефильм ещё не попал в рейтинг
Проголосуйте 





Краткое содержание

По случаю приезда в город депутата от оппозиционной партии (Ив Монтан), ратующей за мир и избавление Греции от иностранного влияния, его соратники делают всё, чтобы, не нарушая нормы закона, организовать собрание. По поступившей из анонимного источника информации, на политика готовится покушение. К несчастью, сведения подтверждаются, но прокурор (Франсуа Перье) и органы охраны правопорядка бездействуют, и в разгар митинга депутат получает смертельную рану. Руководство жандармерии склонно выставить инцидент досадным несчастным случаем. Однако ведущий дело следователь (Жан-Луи Трентиньян) постепенно собирает неопровержимые доказательства того, что это было убийство, заранее спланированное в верхних эшелонах власти и совершённое руками членов экстремистской организации РОЗХ — Роялистского общества западных христиан.

© Евгений Нефёдов, World Art



Кадры из фильма
посмотреть все кадры [4]


Рецензия
© Евгений Нефёдов, 2010.09.10Авторская оценка:  9/10

Во второй половине 1960-х, с ростом прогрессивных настроений в ведущих западных странах, оформилось своеобразное течение политического кинематографа, вызвавшее наибольший резонанс в Италии, Франции и, пожалуй, ФРГ1. Постепенное (с конца следующего десятилетия) ослабление интереса к этой стороне общественной жизни в силу её циничной театрализации, привнесения элементов дешёвого шоу, способствовало тому, что соответствующее направление в «важнейшем из искусств» если и не оказалось «немодным», то – утратило массовость и системность подхода, став уделом конкретных художников, нередко даже не скрывающих маргинальности собственных взглядов. К сожалению! Вопреки наивным опасениям, лучшие из подобных фильмов по прошествии десятилетий не только не устарели, но, напротив, воспринимаются жгуче актуальными, чуть ли не теми самыми уроками, за незнание которых История, будучи, по Пушкину, не учительницей, а надзирательницей, наказывает нерадивых учеников. И что совсем удивительно – поражают новаторством и свежестью формы (в данном случае бросается в глаза уникальное монтажное решение, отмеченное «Оскаром»), которая, в отличие от опытов киноавангарда, не подчиняет и не отрицает содержание, а резко усиливает его эмоциональное воздействие. Сложно сказать, что именно обусловило кризис политического кинематографа как явления: объективные причины или деградация личностей самих режиссёров. Ума не приложу, как мог тот же Коста-Гаврас, автор, наверное, вершинного произведения в рамках обозначенного течения, каким как раз представляется «Дзета», и других проникновенных картин, отметиться невнятным «Безумным городом» /1997/?! Вопрос риторический…

События фильма, разумеется, не следует принимать на веру, безоговорочно соглашаясь с их предлагаемой трактовкой. Коста-Гаврас и сценарист Хорхе Семпрун, обратившиеся к роману Василия Вассиликоса, хотя и торжественно обещают во вступительных титрах, что «любое сходство с реальными событиями и лицами не случайно, а является ПРЕДНАМЕРЕННЫМ», добиваются поразительного эффекта. Прямо на глазах у изумлённого зрителя происходит чудо – инцидент, свидетелем которого он стал, ретроспективно меняется усилием воли нескольких высокопоставленных персон, вроде бы и не идущих на компромисс с совестью, уверяя супругу покойного, что «искренне сожалеют» по поводу несчастного случая. И лишь затем, по крупицам, истинная картина происшествия («Прошу Вас говорить не «убийство», а «происшествие», так как убийство не доказано») реконструируется. Реконструируется медленно, с чередой нелепых совпадений, вопреки страху и скрытому противодействию, стараниями посторонних индивидов (например, падкого до сенсаций фотожурналиста), пытающихся извлечь личную выгоду, – но неотвратимо. И с такой же неотвратимостью, с какой принципиальному следователю в тёмных очках и с непроницаемым лицом удаётся довести дело до победного финала, предъявляя обвинения высокопоставленным чиновникам, судебный процесс завершится не в пользу сторонников депутата. А военная хунта, вскорости узурпировав власть, ликвидирует за ненадобностью последние проявления свободомыслия, от мини-юбок и длинных волос до Достоевского, от Софокла до Ионеско, от забастовок до… буквы «Z», означавшей в древности: «Он жив».

Фильм неразрывно связан с судьбой Греции и, вероятно, не мог быть снят тем, кто не сплочён кровными узами с этим великим государством или утратил родство, прожив долгие годы на чужбине. Невзирая на подчёркиваемую субъективность экранных событий, обуславливающую и страстный обличительный пафос, и кажущуюся хаотичность повествования, когда картина складывается, точно в калейдоскопе, из десятков точек зрения непохожих людей, «Дзета» остаётся ёмким, исчерпывающим свидетельством о, пожалуй, ключевом для страны событии в XX веке. Вместе с тем Семпрун и Коста-Гаврас с лёгкостью преодолевают конкретику факта, делая глобальные обобщения неизбежными. С ними можно расходиться в частностях, в отдельных оценках2, но это становится малосущественным на фоне раскрытия, по сути, универсального механизма проведения нужных решений, иносказательно уподобляемого (в прологе) превентивному опрыскиванию виноградников раствором медного купороса. Военный переворот (как и бесчисленные «революции» в начале следующего столетия) не возымел бы успеха без грамотного, всестороннего, длительного оболванивания масс. Без ловкой комбинации из слежки, зажигательной демагогической пропаганды, игры на естественных потребностях3 и низменных страстях людей и вполне фашистских методов запугивания и физического устранения неугодных персон чужими руками, причём с опорой (и соблюдением интересов) ведущих держав. Одним словом, без победы на «клеточном», «молекулярном» уровне, без достижения устойчивой грамшиевской гегемонии. Остаётся надежда лишь на то, что раскрытие и изучение обозначенных механизмов, в том числе благодаря таким произведениям, как «Дзета», окажется эффективным средством противодействия практикуемому и постоянно совершенствующемуся искусству вызывать состояния контролируемого хаоса, добиваясь нужных результатов, как говорит народная мудрость, «под шумок», «в мутной воде».

Фильм получил премию «Оскар» как лучшее иноязычное кинопроизведение (и, между прочим, выдвигался в основной номинации, уступив «Полуночному ковбою» /1969/ Джона Шлезингера) и пользовался неожиданно большим коммерческим успехом в США, принеся $7,1 млн. прокатной платы.


__________
1 – Если, конечно, ограничиться «чистыми» образчиками, оказавшими огромное влияние на ряд крупных самобытных режиссёров.
2 – Например, в намёках на «буржуазное перерождение» Советского Союза, символизируемое гастролями труппы Большого театра, проходящими синхронно с митингом; отношение к СССР у кинематографиста было сложным, в отличие от однозначно негативного – к США и иным проводникам империалистической и неоколониалистской политики.
3 – Участник покушения оказывается вовсе не чудовищем, а заурядным мелким обывателем со своей маленькой радостью – любовью к птичкам; особо подчёркивается помощь членам РОЗХа в получении работы.



Отзывы зрителей

1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».








Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура