World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рецензии и биографии | Рейтинг кино и сериалов | База данных по кино | Теги   
тип аккаунта: гостевой  

 Основное
-авторы (23)
-связки


 Промо
-постеры (54)
-кадры (6)
-трейлеры


 На сайтах
-afisha
-allmovie
-film.ru
-imdb
-kinopoisk
-rottentomatoes


 Википедия
-википедия (ru)
-википедия (en)
-википедия (uk)


 Для читателей
-написать отзыв
-нашли ошибку?
-добавить информацию
-добавить фильм



буду смотретьсмотрюпросмотреноброшенов коллекциивсе спискичитать отзывы (3)редактировать<-->

страница создана Contributor от 2004.12.08
всего сделано правок - 31, последняя: 2023.01.03

Дуэль (1971, постер фильма)
трейлеры 0 | постеры 54 | кадры 6
Дуэль


НазванияDuel
ПроизводствоСША
Форматполнометражный фильм
Хронометраж90 мин.
Жанрдействие, триллер
Первый показ1971.11.10 (Канада)
РежиссёрСтивен Спилберг
Сценарий, идеяРичард Мэтисон
КомпозиторБилли Голденберг
В ролях Деннис Уивер, Жаклин Скотт, Эдди Файрстоун, Луи Фризелл, Джин Дунарски, Чарлз Сил и другие


Средний балл7.3 из 10
Проголосовало
15 чел.
Место в рейтинге3478 из 8092
Проголосуйте 





Краткое содержание

Мужчина отправился в командировку, но некий грузовик не даёт добраться ему до места назначения, всячески пытаясь убить нашего героя.

текст от Maka_Soul



Кадры из фильма
посмотреть все кадры [6]


Рецензия
© Е. С. Юрченко, «Стивен Спилберг», Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000, 2004.12.08

Картина «Дуэль» была первоначально создана для показа по телевидению в Америке (ее премьера состоялась 13 ноября 1971 года), и вслед за ней были выпущены еще два телевизионных фильма: «Дикарь» и «Нечто злое». В 1973 году фильм «Дуэль» показали в Европе, в Австралии и в Японии на большом экране, в кинотеатрах, как обычный художественный фильм, поэтому его стоит рассмотреть отдельно от других ранних работ режиссера, выполненных для телевидения. Фильм был снят за 16 дней и обошелся всего в 375 тысяч долларов; он содержит только 50 строчек диалогов, да и то потому, что продюсеры не согласились с первоначальным намерением Спилберга сделать полнометражный немой художественный фильм. Для показа на большом экране фильм был продлен на 15 минут, за счет того, что были добавлены 3 сцены, и, кроме того, был дан комментарий за кадром, который читал актер Деннис Уивер, сыгравший главного героя. Прежде всего, были добавлены кадры, показывавшие Уивера через лобовое стекло его машины, когда он отправляется в поездку, тогда как телевизионная версия начинается прямо с показа пустой дороги. Во второй добавочной сцене Манн (Уивер) звонит домой жене и извиняется перед ней. Спилберг не хотел включать в фильм эту сцену, так как она не соответствовала характеру героя, но подчинился требованиям прокатчиков. Третья сцена — та самая, в которой автомобиль Манна, остановившийся на переезде, чтобы пропустить длинный-длинный поезд, внезапно подвергается атаке грузовика, пытавшегося столкнуть его на железнодорожный путь. «Мне понравилась мысль о том, что поезд и грузовик действовали заодно», — рассказывал Спилберг. Все доделки вполне окупились, так как фильм сразу же принес 7 миллионов кассовых сборов, а за Спилбергом утвердилась репутация удачливого режиссера, способного создавать фильмы не только для телевидения, но и для кино.

Всего за год до этих событий Спилберг, всецело занятый выполнением своего контракта с «Юнивёсал телевижн», чувствовал себя совершенно несчастным. Сумев проникнуть в кинопроизводство, он тут же обнаружил, что его пытаются вытеснить более опытные профессионалы. Ему не хватало работы, потому что сериал «Ночная галерея», для которого он должен был снимать фильмы, встретил убийственные отзывы критиков. Он попытался писать собственные сценарии, но не мог достать денег, чтобы снимать по ним фильмы. Никому не было до него дела. Ему пришлось ставить картины, задуманные другими людьми, которые сами подбирали и актеров, и технический персонал, так что он чувствовал себя ремесленником, поденщиком, выполняющим рутинную работу, чтобы заполнить экран поделками, надоевшими ему еще в детстве, когда он смотрел телевизор в Фениксе. Тогда-то его секретарша Нона Тайсон дала ему очередной номер журнала «Плэйбой» и настойчиво посоветовала обратить внимание на рассказ Ричарда Мэттисона, опытного писателя, работавшего в жанре научной фантастики и участвовавшего в создании фильма «Сумеречная зона». Спилберг сразу понял, что перед ним открывается возможность совершить первый большой прорыв в развитии карьеры.

Фильм «Дуэль» рассказывает о коммивояжере из пригорода, который отправляется на деловую встречу и становится жертвой преследования неизвестного водителя грузовика, лицо которого мы так и не увидим и мотивы действий которого остаются неизвестными. В 1986 году Спилберг сказал, что за все годы работы в кино ему не попадалось сюжета, столь сильно пропитанного чувствами неопределенности и напряжения, как в картине «Дуэль». Мэттисон говорил, что его рассказ основан на реальном происшествии, случившемся с ним самим, и это нашло живой отклик у Спилберга: он вспомнил, как пережил нечто подобное, когда, будучи подростком, впервые выехал на скоростное шоссе на стареньком «Плимуте» 1957 года, одолженном у дяди.

Дэвид Манн (в исполнении Денниса Уивера) — типичный американец из нижней прослойки среднего класса, живущий изолированной жизнью обитателя пригорода. Люди этого круга совершенно не подготовлены к чрезвычайным происшествиям подобного рода, так как самая большая неприятная неожиданность, которая может с ними приключиться, — это поломка телевизора и обращение к телемастеру. Помещая своего героя, обычного человека, в чрезвычайную ситуацию, Спилберг исследует его душевные ресурсы и реакцию: от смятения и ужаса до гнева, растерянности и, наконец, твердого желания нанести ответный удар. Так, под действием критических условий, заурядность оборачивается находчивостью и смелостью.

Спилберг просматривал отснятые кадры в небольшом зале и показывал их растерянным телевизионным продюсерам, никогда не видевшим ничего подобного и не понимавшим, о чем идет речь. Он сумел по-новому спланировать съемки, используя сразу две, а то и три кинокамеры, и снял сцены на шоссе всего за две недели, тогда как обычно на это уходило около двух месяцев:

«Вечером, чтобы подготовиться к съемкам следующего дня, я делал разметку на местности, забивая в землю колышки, отмечавшие точки стояния камер, которые обозначал буквами А, В и С. Камеры отстояли одна от другой примерно на 90 метров. После этого я просто прогонял легковую машину и грузовик мимо камер, причем четвертая камера находилась в машине и снимала грузовик. После этого я разворачивал камеры на 180 градусов и прогонял машины в обратном направлении».

Так режиссеру помог опыт выполнения съемок на основе ограниченных ресурсов, полученный еще в детстве. Мы видим здесь пример тщательного планирования работ, позволяющего Спилбергу, как это ни странно, осуществлять импровизации с актерами. Спилбергу пришлось также убедить Уивера, имевшего большой опыт исполнения ролей как в телевизионных, так и в обычных фильмах, что его герой — человек с довольно мягкими манерами, достаточно «средняя личность» по сравнению с теми, кого он привык изображать (как раз тогда же Уивер готовился к съемкам в роли «крутого парня» Мак-Лауда в одном телефильме). Актер, игравший Манна, должен был показать, что однообразная жизнь в пригороде лишила его героя всей жизненной энергии, так что он казался легкой добычей для хищника с большой дороги.

«Когда все тщательно распланируешь, то открывается больше возможностей для импровизации. План дает возможность действовать уверенно. Если же я не спланирую работу на несколько недель вперед и не сделаю свои домашние заготовки, то я теряю уверенность. В работе с актерами я не ставлю каких-то жестких рамок, особенно если сцена не имеет строгого логического построения. Однако в том, что касается развития действия и общего настроения сцены, я довольно жестко придерживаюсь плана, составленного заранее, возможно еще месяц назад. Так что если я импровизирую, то находки согласуются с основным материалом».

Когда закончились съемки, проводившиеся в Соледад-Каньон, в Калифорнии, Спилбергу пришлось столкнуться с громадными трудностями, связанными с необходимостью быстро обработать отснятый материал и выпустить работу точно в срок:

«Когда съемки фильма «Дуэль» были закончены, у меня оставалось всего три недели до выпуска картины на экран, и за это время нужно было сделать все лабораторные работы. Пришлось урезать ленту с 2,5 часов до 74 минут. Я посадил за работу четырех монтажеров, трудившихся одновременно, изо всех сил, и носился между ними, от одной монтажной комнаты к другой. Билли Голденберг за пару дней написал музыку и сделал аранжировку; за два дня я сделал дубляж, потом подкорректировали цвет — и все, фильм пошел в телестудию!»

Полученный опыт скоростной работы сослужил Спилбергу хорошую службу; монтаж фильма «Дуэль» был сделан невероятно быстро и стал одной из самых сильных его сторон. Все же график работ был очень жестким, и Спилберг поклялся себе, что впредь будет требовать больше времени для себя и для своих помощников (и выполнил свое намерение через 15 лет, на съемках телесериала «Удивительные истории»).

Сюжет фильма «Дуэль» очень прост; в нем почти нет диалогов, поэтому зрителям предоставляется широкая возможность порассуждать о том, почему водитель грузовика повел себя таким образом. Картину можно воспринимать по-разному: как современный «технологический вестерн», в котором вместо лошадей фигурируют машины; как психологический триллер, заставляющий зрителя усомниться в том, действительно ли Манн стал жертвой преследования, или его собственные нервы и помутившийся рассудок сыграли с ним злую шутку; а можно посчитать фильм новым вариантом притчи о Давиде и Голиафе. Все три указанные темы отражали настроения американского общества 60—70-х годов, и фильм нужно рассматривать именно в контексте времени, в которое он был создан. Например, жанр классического вестерна уже находился в упадке, но ему на смену пришел «городской вестерн» (такой как «Грязный Гарри», 1971 г.), в котором тоже действовал герой, расправлявшийся с «плохими парнями», но руководствовавшийся при этом довольно противоречивой философией. Фильм «Дуэль» имеет немало сходства с обеими разновидностями вестерна. Дэвид Манн, конечно, не таков, как герои Гэри Купера или Джона Уэйна, но, когда его разозлили, тоже смог кое-что сделать, вернее, смог сделать именно то, что и требовалось. Его можно сравнить с героем фильма «Огненное ущелье» (1967 г.), сумевшим преодолеть свою заурядность. Спилберг в этом фильме, как и во многих последующих, показал обычного представителя среднего класса, жителя пригорода, который отвык от борьбы и опасностей, но, попав в критическую ситуацию, став жертвой угроз и насилия, находит в себе силы дать отпор и преодолеть нажим. Спилберг отнюдь не принижает значение среднего класса; напротив, он видит в нем основу американского общества. Дэвид Манн, человек из пригорода, вынужден сражаться в чуждой обстановке, с неведомым и непонятным врагом. Здесь прослеживается еще один классический мотив: герой, чтобы выжить, возвращается к позабытым первобытным инстинктам; в конце фильма Манн, как пещерный человек после битвы, сидит, размышляя на фоне заката, над трупом своего поверженного врага.Впрочем, фильм не был задуман как продолжение старых традиций. Спилберг сказал об этом так:

«Без сомнения, снимая «Дуэль», я вспоминал традиции и думал о возможных параллелях, но не они были моей главной заботой во время съемок. Что я действительно старался выразить — так это мысль о паранойе, охватившей Америку. «Дуэль» — это опыт фильма о паранойе, которой охвачено общество».

«Дуэль» — это обвинение цивилизации машин, — сказал Спилберг в другом интервью, — и я с самого начала считал, что его главная мысль состоит в том, чтобы показать распад нашего «общества технологий». Зрители могут толковать фильм на все лады, находя в нем то, чего в нем нет, но лишь некоторые, особенно зоркие из них, могут заметить, что в одном из кадров фильма (на большом экране) мелькает, на долю секунды, лицо самого Спилберга, сидящего на заднем сиденье машины Манна. Режиссер пропустил эту погрешность, когда монтировал ленту для телевидения, и заметил ее только тогда, когда изображение было увеличено. «Я очень не люблю видеть себя в фильме, но еще больше мне не нравятся нестыковки кадров, так что пришлось оставить все так как есть».

«Дуэль» — это ночной кошмар, происходящий днем, не уступающий по своему напряжению тому, что было показано в фильмах Хичкока «Психо», «С севера на северо-запад» и «Птицы». Психопат-техноубийца — на свободе, и Манн постепенно осознает, что он оказался один на один перед угрозой. Чувство опасности не отпускает ни на миг: грузовик помечен надписью «Огнеопасно», и зрители ожидают, что вот-вот произойдет столкновение, которое вызовет громадный взрыв, — но этого так и не случается, только машина Манна взрывается в конце фильма; напряжение поддерживается ревом двигателей машин и воем сирены грузовика. Переживания Манна искусно подчеркиваются способом контраста, так как они показаны на фоне тупого и необъяснимого напора грузовика. Сначала Спилберг не собирался делать лицо водителя грузовика невидимым, но потом, уже во время съемок на дороге, заметил, что его заслоняет громадный капот и прячут отблески солнца на лобовом стекле. Он решил использовать и усилить этот эффект, придав действию дополнительное напряжение. Он сказал об этом следующее: «Я хотел сделать так, чтобы фильм начинался медленно, с того, что этот коммивояжер, Манн, спокойно проезжает по улицам городка, мимо домов своих соседей; потом выезжает на шоссе, и действие развивается постепенно, так что каждое последующее событие оказывается более возбуждающим, чем предыдущее, и напряжение нарастает, как снежный ком. Я хотел показать, как жестокость пробуждает человека, привыкшего к спокойной жизни. Он ведет мирное существование, не зная никаких опасностей, и вот появляется этот грузовик, олицетворяющий угрозу, таящуюся в жизни и подстерегающую простого смертного, вдруг осознающего свою уязвимость».

Дэвид Лин, английский кинорежиссер, вспоминал, что, посмотрев впервые фильм «Дуэль» в Европе, сразу понял, что в американском кино появился новый яркий талант: «Стивен испытывает настоящее удовольствие, создавая сцены, наполненные действием и отражающие волшебные моменты жизни, улетающие навсегда. У него свое видение жизни и свой кругозор, и это наполняет его фильмы особым светом; именно таким и должно быть кино!»

Фильм «Дуэль» получил одобрение критиков, таких, как Дилис Пауэлл, и завоевал много призов и наград: на Двенадцатом фестивале телевизионных фильмов в Монте-Карло; на Первом фестивале фантастических фильмов во Франции («Гран-при»); на фестивале в Таормине, в Италии («За лучший кинодебют») и на фестивале «Лучший фильм месяца» в Западной Германии.

В 1973 году фильм вызвал восторженные рецензии в Соединенных Штатах, где он снискал славу «культового произведения». Это привлекло к Спилбергу внимание кинопродюсеров, таких, как Ричард Занук и Дэвид Браун, предложивших ему поставить настоящий полнометражный художественный фильм для большого экрана, которым стал «Экспресс в Шугарленд». Прежде чем перейти к этой ленте, отметим еще одну интересную подробность из того периода жизни Спилберга, когда он работал для телевидения. Если бы он сделал необходимое замечание в своем контракте со студией, то смог бы воспрепятствовать переработке фильма «Дуэль» и превращению его в одну из частей телесериала «Невероятный, неуклюжий» (1978 г.). После этого Спилберг всегда составлял контракты таким образом, чтобы его работы не подвергались, без его разрешения, никаким переделкам, которые нередко выполняются самыми варварскими способами.



Отзывы зрителей

1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».









Zurzmansor | СА?: 1 месяц | отзывов 14, их сочли полезными 57 раз 2007.12.24

Крутая кина. Как-то на даче щёлкал каналы, наткнулся на это и просмотрел на одном дыхании. Бешеный грузовик - это ж кошмар из моих детских снов... Да - узнал сейчас, что фильм снят по рассказу Мэтисона, а ведь этого автора я знаю как одного из самых мрачных и брутальных фантастов... Да - а я видел в Москве старый КрАЗ, практически близнеца Питербилта из "Дуэли". Он мчался по шоссе, распугивая легковушки...



полезен ли комментарий? если да, то проголосуйте за него.
Этот комментарий считают полезным 0 чел.
ответить (нет ответов)


Maka_Soul | СА?: 14 лет 10 месяцев | отзывов 1039, их сочли полезными 342 раз 2021.08.16

Хороший фильм.
Сюжет интересный и держит в напряжении, как и полагается триллеру. Съемка неплохая, как для тех годов, но некоторые ракурсы показались странными.
Персонаж здесь, по сути, один. Неплохо справляется, учитывая, что весь фильм акцент только на нем. Правда, местами, его поступки не поддаются логике. Особенно, когда он бежал за грузовиком несколько раз.

7 из 10



полезен ли комментарий? если да, то проголосуйте за него.
Этот комментарий считают полезным 0 чел.
ответить (нет ответов)


xxx169 | СА?: 4 года 6 месяцев | отзывов 999, их сочли полезными 84 раз 2023.08.18

Это определенно классический саспенс-фильм. Duel — это "Челюсти" Спилберга на шоссе, хриплые гонки на автомобилях из фильма, который был "сделан для телевидения". Руководители Universal TV понятия не имели, что у них здесь есть. Это было настолько хорошо, что фильм получил должное признание в Европе, где он был показан в кинотеатрах. DUEL начинается с точки зрения водителя и никогда не прекращается. Страх, с которым сталкивается Деннис Уивер, состоит не только из-за самого грузовика-монстра, который неожиданно преследует его, но и из-за невозможности увидеть, кто (или что) находится за рулем. Здесь нет развития персонажей, нет узнаваемых персонажей, но в этом случае какая разница? Цель Спилберга — заставить вас испытать то, через что проходит этот обычный продавец. Сам грузовик выглядит зловеще, единственным остатком человека в грузовике является рука. Вы не обязательно будете болеть за то, чтобы продавец сбежал живым. По сути, вы находитесь в плену паутины неизвестности Спилберга и все время остаетесь с широко открытыми глазами.



полезен ли комментарий? если да, то проголосуйте за него.
Этот комментарий считают полезным 0 чел.
ответить (нет ответов)



Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура