World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рецензии и биографии | Рейтинг кино и сериалов | База данных по кино | Теги   
тип аккаунта: гостевой  

 Основное
-авторы (51)
-связки


 Промо
-постеры (39)
-кадры (34)
-трейлеры


 На сайтах
-imdb
-kinopoisk


 Для читателей
-написать отзыв
-нашли ошибку?
-добавить информацию
-добавить фильм



буду смотретьсмотрюпросмотреноброшенов коллекциивсе спискинаписать отзывредактировать<-->

страница создана Contributor от 2004.12.05
всего сделано правок - 95, последняя: 2023.01.15

Офицер и джентельмен (1982, постер фильма)
трейлеры 0 | постеры 39 | кадры 34
Офицер и джентельмен


НазванияAn Officer and a Gentleman
ПроизводствоСША
Форматполнометражный фильм
Хронометраж122 мин.
Жанрмелодрама
Первый показ1982.07.28 (США)
РежиссёрТэйлор Хэкфорд
Сценарий, идеяДуглас Стюарт
КомпозиторДжек Ницше
В ролях Ричард Гир, Дебра Уингер, Дэвид Кит, Роберт Лоджа, Тони Плана, Виктор Френч и другие


Средний баллнужно больше оценок
Проголосовало
7 чел.
Место в рейтингефильм ещё не попал в рейтинг
Проголосуйте 





Краткое содержание

Зак Мэйо поступает в военное училище, готовящее пилотов морской авиации. Но даже в страшных снах не могло привидеться ему, через какой ад придется пройти, когда за него возьмется жестокий инструктор Фоули. После трех месяцев невыносимой муштры Зак вполне прочувствовал, что такое армейская дисциплина, и, несмотря на все предупреждения о коварстве местных девушек, якобы только и мечтающих, как бы заполучить себе в мужья летчика, Зак влюбляется в одну из них. Но, несмотря на все препятствия, герой фильма все же станет превосходным офицером и обретет настоящую любовь.

текст от Dididi1



Кадры из фильма
посмотреть все кадры [34]


Рецензия
© Майнхольф Цурхорст, «Ричард Гир в кино и в жизни», М.: Панорама, 1998, 2004.12.08

Поначалу никогда не знаешь, смогут ли те или иные приправы действительно улучшить блюдо. В случае с фильмом «Офицер и джентльмен» все «приправы», как потом оказалось, были что надо. Принятый к производству незнавшим неудач продюсером Мартином Эльфандом, поставленный по сценарию автора «Голубой лагуны» Дугласа Дэя Стюарта одним из самых модных в то время режиссеров Тейлором Хэкфордом, фильм был обречен на успех. И успех этот превзошел все ожидания. Главная роль Зэка Мейо, была словно по заказу, скроена на Гира. Актеру удалось создать образ, ставший одним из самых любимых в американском кинематографе, причем образ этот представлен в развитии: герой Гира, кандидат в офицеры, с упорством пробивается к успеху вопреки всем тяготам и испытаниям. Из довольно неприятного поначалу героя Гир по ходу фильма вылепливает личность, становление которой не может оставить зрителя безучастным.

Неприятным человеком Гир оказался, как выяснилось, только для своей капризной партнерши Дебры Уингер, которая по окончании съемок назвала его во время ток-шоу у Барбары Уолтере «самым скверным партнером и мужчиной в ее жизни». Однако какая бы кошка ни пробежала между Деброй Уингер и Гиром в процессе их совместной работы над фильмом, Ричарда по большому счету это мало волновало: он сыграл роль, которая, с одной стороны, предельно полно отвечала его творческим ожиданиям, а с другой — удовлетворила спрос публики на такого рода художественный персонаж. Исполняя роль Зэка Мейо, Гир наконец-то сумел удачно преодолеть ту отстраненность от своего героя, в которой его все время упрекали критики. Он открыл для себя прямой путь к сердцу зрителя и утвердил себя в качестве самого романтического героя-любовника восьмидесятых годов.

«Я чувствовал, что в Ричарде есть необъятная внутренняя глубина и целостность; мне захотелось воспользоваться этим и дать ему возможность раскрыть ее в работе, — вспоминал режиссер Тейлор Хэкфорд. — Мне всегда казалось, что Ричард очень здорово выглядит на экране, но я часто замечал в нем и некую застенчивость, боязнь подпустить к себе ближе. Обсуждая вместе роль, мы старались честно обсудить все до конца. Я сказал ему, что очень надеюсь, что вместе мы обязательно справимся со всеми трудностями» (Davis). Режиссер Хэкфорд предъявлял к своей звезде высокие требования и нашел в Гире партнера, который был готов работать с полной самоотдачей, особенно в сценах, где ему приходилось испытывать большие физические нагрузки. С другой стороны, Хэкфорд заполучил актера, который не испытывал робости перед интимными, чувственными, а то и прямо сентиментальными сценами. В этом фильме хватает и того и другого, а успех его объясняется прежде всего точным попаданием в самый чувствительный нерв своего времени. «Нужный фильм к нужному часу», — так озаглавил рецензию на эту картину журнал «Шпигель» (11.4.1983 г.). Следует отметить, однако, что по своему построению фильм «Офицер и джентльмен» достаточно незатейлив.

После смерти матери Зэк остается один с отцом (Роберт Лоджиа). На его долю выпадает трудное детство. Затем он попадает служить во флот на Филиппины, где однажды дал «старику» сдачи и потом до конца службы испытывал издевательства. Дома тоже не все сложилось. Отец интересуется в основном шлюхами да хлещет пиво. Несколько лет спустя он возвращается в США. Однажды утром Зэк просыпается, с отвращением смотрит на пьяного отца, храпящего в кровати с очередной сожительницей, и решает сделать все, чтобы избежать подобной судьбы. Он объявляет удивленному отцу, что решил поступить кандидатом в офицеры в известную Морскую академию, чтобы стать штурманом. В ответ ему раздается лишь саркастический смех. Наставник Зэка сержант Фолей (Луи Госсет-младший, получивший за эту роль «Оскара») тоже не верит, что из него получится офицер. И все же юноша твердо настроен закончить учебу вопреки всем унижениям и тяготам, хотя до этого еще очень далеко.

Как-то раз Зэк с Сидом (Дэвид Кейт), отпрыском из богатой семьи, должны были отработать наказание за несвоевременный смех: отжимание из упора лежа до умопомрачения. И надо же им было при этом углядеть грациозно ступающие ножки Линетты (Лиза Блаунт) и Полы (Дебра Уингер), двух работниц расположенной неподалеку картонной фабрики. Здешние девушки не прочь подцепить на крючок какого-нибудь кандидата в офицеры; Пола с Линеттой обещают прийти на бал, который должен состояться по случаю нового набора курсантов. Однако мысли о женских ножках Зэку довольно быстро выбили из головы очередной порцией физических упражнений. Беспощадная муштра кажется невыносимой. В этих эпизодах Ричард Гир выгодно отличался от друга красивым телом и продемонстрировал прекрасную форму. Зато на теоретических занятиях Зэку приходится потруднее: здесь нужны мозги, и он вынужден прибегать к помощи Сида. И вот у них зародилась идея делать тайный бизнес. Как видно, улицы Манилы многому научили Зэка: он взялся продавать новые сапоги и пряжки от ремней, что, между прочим, избавляло его товарищей от обязанности постоянно эти пряжки драить. Особых симпатий, правда, он этим не завоевал, и только с Сидом его связывает все крепнущая дружба и общие увлечения. Например — девушки.

На офицерском балу Зэк и Сид наконец знакомятся с Полой и Линеттой поближе. Цель каждого из четверых очевидна, поэтому все вместе они бал вскоре покидают. У Зэка со сдержанной Полой до серьезных отношений, конечно, еще далеко; оба скорее хотят просто сообща развеять однообразие жизни. И все же подспудная агрессивность Зэка пока мешает их отношениям прийти к гармонии. Интересно отметить, что Гир своей прежней игрой, передавая внутреннюю психологическую напряженность мелким пританцовыванием и подергиванием плечами, таким способом приучил зрителя узнавать эту скрытую агрессивность своих героев. После одной драки, в которой Зэк неожиданным молниеносным ударом сбивает противника с ног, Пола упрекает его в отсутствии элементарной воспитанности. И она была права. Сержант Фолей тоже обратил внимание на своеобразную натуру молодого курсанта. Как-то раз после конфликта, когда Зэк не захотел возвращать напарнику по комнате его вещи и тот пригрозил набить ему морду, Фолей решил разобраться и нашел тайник с припрятанными сапогами и пряжками. Зэк ждет наказание: физические упражнения и полоса препятствий в субботу. Ему предстоят просто нечеловеческие нагрузки; делается все, чтобы Зэк не выдержал, бросил учебу, сдался.

В этих сценах Ричард Гир выполнял сам практически все упражнения. Эпизод снимался в хронологической последовательности, кусок за куском, и Гир проходил полосу препятствий без всяких скидок на то, что он актер. Он действительно работал до изнеможения и еще находил в себе силы играть в кадре. В глазах участников съемочной группы Гир проявлял подлинный профессионализм; но, пожалуй, еще труднее ему пришлось после того, как он травмировал себе позвоночник. В последующих отзывах режиссер Тейлор Хэкфорд не находил слов для восхищения своей звездой. Между ними даже завязались дружеские отношения, хотя с тех пор они больше вместе не работали.

Несмотря на то что Зэк выдержал все нагрузки наказания, сержант Фолей все равно собирается выгнать его из Академии. Зак со слезами на глазах просит его изменить свое к нему отношение, ибо армия и прежде всего перспектива получить штурманский диплом — единственное, что удержит его от того, чтобы не последовать дорогой отца.

Как говорится в популярном обращении, армия — это подлинная родина. После похмелья войны во Вьетнаме «Офицер и джентльмен» был первым американским фильмом, который отчетливо изобразил армию как средство индивидуального становления молодого человека. В нем показан герой, каких зритель каждый день может видеть в повседневной жизни. Зэк Мейо — нормальный человек с совершенно обычными заботами и радостями. В то же время герой Гира раскрыл перед молодежью, жизненные ценности которой были в то время крайне неопределенными, пути к наведению порядка в своей жизни. Таким образом, фильм моделирует довольно коварную и вероломную картину мира, причем убедительная игра Ричарда Гира еще более усиливает это впечатление. Гир, вероятно, сам этого до конца не осознает, да и Тейлор Хэкфорд, видимо, думал не столько об идеологии, сколько о занимательной стороне картины. И все же такие сцены, как эпизод наказания спортивной муштрой, показывают, как устроены настоящие герои и кто их создает. Зэк впервые в жизни побеждает в себе эгоиста и попутно получает урок мужской солидарности.

«Up where we belong» — многообещающе призывает лейтмотивная песня фильма тех, кто тогда в Америке Рональда Рейгана, еще в период его первого срока правления, отважился на восхождение в одной связке. Достичь вершины суждено только тому, у кого хватит упорства орла, о котором упоминается в этой песне. Иногда он даже имеет право обнаруживать некоторые слабости, которые вроде бы не к лицу мужчине. Так, к примеру, у Зэка слезы брызнули из глаз лишь в минуту самых мучительных терзаний и сомнений — этот эпизод, кстати, сыгран Гиром удивительно правдиво и трогательно. Более того, в этой сцене актер показал, что в его артистической палитре имеется еще один спектр красок, что он способен играть не только в «умеренном регистре», но не менее убедительно выглядит и тогда, когда нужно изобразить отчаяние.

Приближается выпуск молодых курсантов, и напряжение всей истории нарастает. Однако для хеппи-энда, оказывается, пока еще есть серьезные препятствия, в преодолении которых Зэк преображается в парня, заслуживающего самого глубокого сочувствия. Взять хотя бы Полу, образу которой Дебра Уингер придала убедительную достоверность. Пола, которая поначалу не испытывала к Зэку никаких серьзных чувств (хотя чем это все закончится, можно было почти наверняка предугадать заранее) полюбила курсанта. Но когда она пригласила Зэка к себе домой, чтобы познакомить с родителями, он явно почувствовал их неприязнь, А повод для этого был, и серьезный. Дело в том, что согласно семейной тайне, которую потом узнала Пола, она сама — внебрачный ребенок от такого же, как Зэк, курсанта, который в свое время бросил ее беременную мать. Она никак не может придумать, как объяснить все Зэку, как удержать его, как побудить его, чтобы он признался ей в любви. Она звонит ему в казарму, но он велел передать, что его нет. Пола приходит в отчаяние. Некоторое время спустя она встречает Зэка в пивной, и у нее хватает сил сохранить достоинство, когда он демонстративно отворачивается, пытаясь показать свое безразличие к ней. Ее сила воли разозлила Зэка — он-то рассчитывал, что легко одержит над ней победу, но вышло совсем по-другому. Как потом выяснилось, это был хороший урок.

Тем временем жизнь в Академии идет своим чередом. Выпускникам предстоит еще одно серьезное спортивное испытание в рамках подготовки к будущей службе. Зэк намеревается побить рекорд скорости на полосе препятствий, и это ему почти удается. Однако потом злую шутку сыграла с ним совесть. Курсант женского пола по имени Сигер (Лиз Айльбахер) во время сдачи экзамена застревает на последнем препятствии, и это грозит ей отчислением. Тогда Зэк возвращается после того, как сам преодолел препятствие, и помогает коллеге поверить в себя. Хотя сам он не добился рекорда, зато помог Сигер успешно закончить курс учебы. Эта победа кажется ему более ценной, чем личный успех. Однако в отношениях со своим другом Сидом Зэк достигает куда меньше успеха. Дело в том, что Линетта заявила Сиду, будто ждет от него ребенка. А тот, вопреки совету друга, решил бросить учебу и создать с Линеттой семью. Зэк в этом решении друга чувствовал себя отчасти виноватым, поскольку постоянно твердил ему, что принимать решение нужно самостоятельно, без оглядки на настойчивость родителей.

И вот Сид приезжает к Линетте и сообщает ей о своем решении, после чего она сразу охладевает к нему и заявляет, что ошиблась: никакого ребенка, мол, нет. Сиду она отказывает, поскольку хотела, дескать, связать свою жизнь с морским офицером, который освободит ее от унылой повседневности. Сид же сулит ей всего лишь будущее супруги какого-нибудь страхового агента. Совершенно подавленный, Сид едет в мотель, где они с Линеттой проводили ночи любви, и накладывает на себя руки. В это время Зэк лихорадочно ищет друга. Он приезжает к Поле, которой передается его тревога, и та без промедления едет с ним. Они разыскивают Линетту и та рассказывает им, как Сид сделал ей предложение и что она на это ему ответила. «Ты сука», — бросает Зэк ей в лицо. Пола тоже брезгливо отворачивается от своей подруги. Приехав в мотель, они обнаруживают, что опоздали: Сид мертв. В этой сцене крупным планом дано лицо Ричарда Гира, что позволило режиссеру с большой выразительностью передать всю бессмысленность случившегося. Потрясение героя Гира трогательно и вызывает искреннее сочувствие.

Зэк тоже решает оставить армию, но теперь умница Фолей мешает ему это сделать, поняв, что некогда неспособный курсант уже превратился в классного офицера. За Фолеем остался старый неоплаченный должок — и вот они с Зэком встречаются в рукопашном поединке в тесном мужском кругу. После того как Зэк разбил своему наставнику губы до крови, тот наносит последний удар ногой, совершая нечто вроде символической кастрации. Зэк лежит на земле, корчась от пронизывающей все тело боли; теперь, кажется, его избавили от излишка нерастраченной мужественности. Поэтому и хэппи-энд уже неизбежен. После того как Фолей, прослезившись, попрощался со своими курсантами и Зэк наконец получил желанный офицерский диплом, он едет на своем «Харлей-Дэвидсоне» на картонную фабрику. Все с восхищением смотрят на гордого офицера в сияюще белой униформе, и только Пола, занятая работой, замечает его последней из всех. Зэк подхватывает ее на руки и под громкие аплодисменты окружающих уносит в счастливое будущее, прочь из рабочего быта.

«Поскольку «Офицер и джентльмен» обошелся без крови, порнографии, ограбления банков и, кажется, без политики, — с иронией писала Каролина Фетшер в «Шпигеле», — то критика склонна относить его к этаким невинным, слегка приправленным иделогией, но в общем развлекательным фильмам. Однако оказалось, что в этом продукте экономического застоя скрыт мощный заряд для воспитания национального духа». За очень короткое время прокат «Офицера и джентльмена» в США собрал свыше 125 миллионов долларов и вознес на звездный пьедестал не одного только Ричарда Гира. Кассовый успех показал прежде всего, насколько умело был составлен рецепт «блюда», какие удачные приправы были в него внесены. Фильм, построенный на широкой романтике, поведал старую голливудскую сказку на новый, более современный лад. Чувства, выраженные в этом фильме, просты и естественны. Ричард Гир передал их с невиданной и ранее неведомой ему человечностью и симпатией, которые позволили забыть эмоциональный осадок, оставшийся от «Американского жиголо».

Разумеется, и здесь есть эпизоды, в которых Гир мог проявить присущую ему сексуальную привлекательность. Однако в сценах с Деброй Уингер, которые воспринимались в то время довольно эротичными, хотя на самом деле актеры здесь вели себя несколько манерно, все же чувствуется человечность и уважительность, что было новым в творчестве Ричарда Гира. Биографу Гира Джудит Дэвис эти любовные сцены показались «такими настоящими, что заставляли парочки в зрительном зале нежно прикасаться друг к другу, а те, кто смотрел фильм в одиночестве, хотели, чтобы рядом был кто-то необыкновенный, к кому можно прикоснуться».

Для Дебры Уингер этот фильм тоже стал некой новой вехой. Сыграв незадолго до этого в паре с тогдашним творческим соперником Гира Джоном Траволтой в фильме «Городской ковбой», она обратила на себя внимание своей искренней естественностью и (в первоначальном варианте фильма) холодным тембром голоса. А после романтической любовной истории, снятой Хэкфордом, она стала за одну ночь эротической звездой и даже номинировалась на «Оскара». Ее неординарная внешность и угадываемая схожесть с образом Полы позволили ей впоследствии стать одной из любимых актрис в США, но в то же время закрепили за ней славу актрисы с непредсказуемым настроением. Несмотря на высоко оценивавшиеся артистические способности Дебры Уингер, в восьмидесятые годы ее звезда как-то постепенно потускнела, и появляться на экране актриса стала все реже и реже.



Отзывы зрителей

1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».








Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура