|
| | |
всего сделано правок - 120, последняя: 2022.07.12
| | | Фантазия
Названия | | Fantasia / The Concert Feature / Walt Disney's Fantasia |
Первый показ | | 1940.11.13 (США) |
Проголосовало | | 25 чел. | | |
|
|
Уникальный эстетический эксперимент, поставленный командой одарённых мультипликаторов под чутким руководством Уолта Диснея при посредстве великого дирижёра Леопольда Стоковского и всего Филадельфийского оркестра. «Фантазия» — это цикл сегментов, пересказывающих на языке анимации, сближая разные виды искусств, сочинения великих композиторов: «Токкату и фугу» Иоганна Себастьяна Баха, «Щелкунчика» Петра Ильича Чайковского, «Ученика чародея» Поля Дюка, «Весенний ритуал» Игоря Стравинского, «Пасторальную симфонию» Людвига Ван Бетховена, «Танец часов» из оперы «Джоконда» Аминкаре Понкьелли, «Ночь на Лысой горе» Модеста Мусоргского и «Аве Мария» Франца Шуберта. | © Евгений Нефёдов, World Art |
© Евгений Нефёдов, 2010.04.25 | Авторская оценка: 10/10 |
Одним из безусловных критериев выдающегося произведения искусства является его способность не только не устаревать, но – меняться вместе с быстротечным Временем, открываясь каждой новой эпохе прежде невиданными (точнее, попросту незамеченными и неоценёнными) гранями. Большинство полнометражных мультфильмов, созданных на студии Уолта Диснея под непосредственным руководством мастера, в полной мере отвечает данному требованию, свидетельством чему служит хотя бы коммерческий успех, неизменно сопутствовавший их повторным выпускам на киноэкраны. Но «Фантазия» относится всё же к другой, ещё более престижной категории – работ глубоко новаторских, это самое Время опередивших. На текущий момент её общая прокатная плата составляет $41,66 млн., позволяя числиться в списке коммерческих лидеров своего десятилетия, в пересчёте же с учётом инфляции – и за всю историю кинематографа. Между тем как-то затушевался факт того, что премьерная демонстрация в военные 1940-41-е годы не покрыла и шестой части отнюдь не маленьких ($2,28 млн.!) производственных затрат, составив лишь порядка $361,8 тысяч.
Широкая публика1 ещё могла принять предложенные художником новации в строго дозированном виде и с непременным объяснением на логическом, сюжетно-фабульном уровне2 – но не два часа потока свободных образов, как бы материализующихся в момент наслаждения классической музыкой. Не помогло даже присутствие комментатора – композитора и критика Димса Тейлора. Своеобразного Вергилия, сопровождающего зрителя в путешествии по запутанным кругам триединого Ада-Чистилища-Рая, по мере сил растолковывающего сложный и причудливый замысел творца, смело и в разном порядке использовавшего три вида музыки: - музыку, рассказывающую саму историю, - музыку, не имеющую повествовательного характера, но рождающую в нашем воображении определённые образы, - и, наконец, музыку, которая существует сама по себе, – то, что мы называем «музыкой абсолютной».
Однако то, что виделось существенным недостатком, обернулось колоссальным достоинством в 1969-м году, когда очередной выпуск заставил многих и многих увидеть зрелище без преувеличения другими глазами, восхитившись глубиной и силой психоделической природы фантазии, уносящей в заоблачные дали, грубо говоря, и без помощи ЛСД. Между прочим, главное отличие этой версии заключалось в вымарывании образов «чёрнокожих» девушек-кентавров, прислуживающих своим «белым» хозяйкам, что казалось архаичным и даже оскорбительным для периода резко обострившейся борьбы афро-американцев за гражданские права. А в целом сознательно мифологизированная «Пасторальная симфония» наверняка заинтересовала и своей гедонистической стороной, отвечая вольному и раскрепощённому духу «сексуальной революции»… Но это всё же кажется частным случаем, дополнительным, побочным результатом глобального художественного эксперимента. Ведь первый же сегмент являет собой дерзкую попытку передать тончайший процесс рождения, по словам Димса, «различных абстрактных образов, возникающих у Вас в голове, когда Вы сидите в концертном зале и слушаете музыку». И ничуть не менее поражают проделки лесных фей; эпическое видение доисторических времён, с битвами динозавров и игрой могущественных стихий; пронизанный иронией балет страусов, бегемотов, слонов и крокодилов; жуткие картины разгула нечисти и непередаваемо светлая предутренняя идиллия… Даже краткое знакомство со Звуковой дорожкой (The Soundtrack), застенчивой и скромной героиней фильма, представляется настоящей шуткой гения! К слову, немаловажен и прозрачный намёк Диснея на то, что «Фантазия» вовсе не стоит особняком в его творчестве, залогом чего служит роскошное сновидение потешного и не шибко удачливого ученика чародея – Микки Мауса, обменивающегося поздравлениями с мистером Стоковским и озвученного, как всегда, самим Уолтом.
__________ 1 – Судя по всему, не исключая и советскую (премьера в СССР состоялась 25-го декабря 1948-го), хотя огромное влияние диснеевской школы на наших мультипликаторов никогда особо не скрывали. 2 – Вроде восхитительной ранней короткометражки «Старая мельница» /1937/ и танца розовых слонов, пригрезившихся Дамбо под воздействием алкоголя.
В этом фильме впервые была использована звуковая аппаратура Fantasound, позволявшая получать стереофонический звук. Оскар Фишингер, вынужденный скрываться от гитлеровского режима, эмигрирует в Соединенные Штаты. Он является автором анимационной разработки баховских секвенций для этого фильма. Однако этот эпизод не вошел в окончательную редакцию фильма. Увидеть его можно лишь во второй версии фильма «Фантазия 2000», которая выйдет спустя 60 лет. |
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
Странно, что об этом шедевре не написали люди статьи . Эпическая фиерия звуков и картин, пронизывающих сознание . Советую , и ставлю твёрдую десятку .
|
| | |