Мультфильм «Побег из курятника», в прямом смысле слова слепленный деловитым английским мультипликатором Ником Парком и не менее деловитым Питером Лордом, есть ничто иное, как вызов всем новым тенденциям, которые начали складываться еще в 1998 году, когда вышла первая «Игрушечная история». Иначе как объяснить, что режиссер Парк – знаменитый на весь мир своим сериалом «Уоллас и Громит», а также вечный продюсер Питер Лорд бросили пластилиновый вызов американским компьютерщикам?
И бросили, нужно сказать, удачно, так как все категории зрителей это произведение хвалят: и взрослые, и дети, и даже вредные критики. Последние, кстати, усматривают в замысле Парка некую социальную пародию, а порой даже политическую подоплеку. И для этого есть причины, правда, эти причины имеют место лишь в первой половине фильма. Именно в ней Парк и Лорд показали зрителю с виду вроде обычную картинку: птицеферму, на которой правит злая хозяйка, и кур, соответственно на этой птицеферме обитающих. Но как показали! Американцы бы так не смогли.
Птицеферма миссис Туиди представляет собой нечто зловещее, выдернутое комиком Парком из старых фильмов про фашистские концлагеря и еврейские гетто. Те же гонения, те же кирзовые сапоги, колючая проволока и постоянный страх обитателей, в данном случае куриц, но куриц в меру очеловеченных. По сути, снимая «Побег из курятника», Парк и Лорд снимали не мультфильм про куриц, скорее они снимали вполне драматический мультфильм про людей, личины которых мастерски скрывались этими самыми курицами. И это хорошо, покажи авторы вместо куриц людей, как сразу же начнется гул негодования: мол, пародировать такие ужасные страдания по меньшей мере цинично. Цинично, не спорю, не спорит и Парк, поэтому и лепит мультфильм про куриц, однако нетрудно догадаться, что именно он имеет в виду под этими пластилиновыми существами, которые в любой момент могут поменять форму и трансформироваться в кого угодно.
Но все это видно лишь в первой половине фильма, далее же идет настолько сумбурное и хаотичное действо, что мысль о том, будто Парк запутался в своих идеях, неуклонно преследует до конца. Медленное и очень правильное начало «Побега из курятника», где курицы несут яйца и испытывают страдания, сменяется действием. Во второй половине курицы забивают на яйца и страдания, танцуют буги, бегают по адской машине, производящей пироги из мяса, строят свою не менее адскую машину, но уже летающую.
Второе, о чем положено упоминать при рассуждениях о «Побеге из курятника», это, конечно же, стиль самой лепнины. Пластилиновая анимация, по своей сути находится на грани вымирания, как и кукольная. Вспомнить столь же дорогой и качественно сделанный пластилиновый фильм, вроде «Побега из курятника», очень трудно. Да, в настоящее время аниматоры весьма и весьма умело пользуются компьютерами, порой консервативные авторы, типа Аарона Блэйзаа, ставят очень неплохие классические мультфильмы («Братец медвежонок»), однако пластилин так и остается пластилином – вещью годной исключительно для уроков труда в младших классах. Ник Парк и его напарник попытались исправить столь удручающее положение. Получилось ли у них это? Само собой получилось. «Побег из курятника» — очаровательный фильм, лишь в меру голливудский, но очень смешной и невероятно умный.
|