|
| | |
всего сделано правок - 96, последняя: 2021.04.21
| | | Белая лента
Названия | | Belaya lenta / The White Ribbon / Il nastro bianco / Le ruban blanc |
Первый показ | | 2009.05.21 (Франция) |
Сборы в России | | $62,993 (зрителей: 11,023) |
Проголосовало | | 18 чел. | | |
|
|
Будучи уже стариком, бывший школьный учитель (Кристиан Фридел) в небольшой деревне где-то на севере Германии вспоминает о таинственных событиях, произошедших непосредственно в канун Первой мировой войны, шокировав местных жителей своей жестокостью и кажущейся бессмысленностью. Кто стоит за всем? | © Евгений Нефёдов, World Art |
© Евгений Нефёдов, 2010.03.20 | Авторская оценка: 7/10 |
Новая постановка Михаэля Ханеке представляется отчасти компромиссной. Подобно Луису Бунюэлю, который объяснял успех своей «Дневной красавицы» /1967/, «скорее, наличием в фильме шлюх», немецкий1 кинематографист мог бы вывести похожую закономерность. Дескать, на международных кинофестивалях вызывают резонанс те его работы, в которых так или иначе затронуты перверсии или, как минимум, исследуется природа человеческого порока. А внешне более скромные ленты вызывают – в лучшем случае – почтительное недоумение, хотя подчас2 являются для автора куда принципиальнее с философских и эстетических позиций. «Белая лента», безусловно, покоряет формальным мастерством: тщательно подобранными типажами, филигранной проработкой характеров действующих лиц, но особенно – визуальным решением. Ханеке и оператор Кристиан Бергер использовали цифровую камеру высокого разрешения, по завершении съёмок – тщательно удалив из кадра все возможные анахронизмы и переформатировав изображение из цветного в стилизованное чёрно-белое. Но ведь этим достоинства картины не исчерпываются!
Интрига прошлогоднего Каннского киносмотра, заключавшаяся в том, какому из невиданно мрачных и мизантропических произведений в итоге отдаст предпочтение жюри, разрешилась, как все помнят, в пользу Михаэля. Однако, судя по получившим распространение отзывам, «Белая лента» была воспринята в качестве иносказательной притчи, вскрывающей истоки «обыкновенного фашизма» глубоко в провинции задолго до прихода нацистов к власти. И действительно сложно удержаться от соблазна провести параллель, допустим, с творчеством Лукино Висконти, словно речь о детстве будущих участников глобального процесса «гибели богов», воспитанных в вязкой атмосфере жёсткого подавления воли, искусственного привития чувства вины и убеждённости в собственной греховности (вспомним историю с пресловутой белой лентой!), латентного разгула страстей. Фигуры деспотичного Барона, пуританина Пастора и местного Доктора, раздираемого неудовлетворёнными желаниями, как раз олицетворяют соответствующие деструктивные веяния… А между тем намеренная недосказанность свидетельствует вовсе не о тактичности автора, раньше-то не смущавшегося откровенности, и даже не о стремлении создать мощный саспенс – в духе не столь Хичкока, сколь Анри-Жоржа Клузо. Да это вовсе и не недосказанность, а сознательный уход от любой «удобной» (соответствующей тому или иному стереотипу) интерпретации явления, оставшегося неизвестным Школьному учителю, выступающему рассказчиком-повествователем, и одновременно – Автору, каковому традиционно приписывается сверхзнание. Режиссёр-сценарист оставляет возможность зрителям самим делать предположения и выводы любого толка – рассуждая в категориях, например, Гнева Господня, фрейдизма или юнговской теории коллективного бессознательного, изменения в котором предшествуют3 наступлению важных событий, смене вех. Сам же художник в лучшем случае – допускает потаённую иронию по поводу излишней самоуверенности человечества, в почтении склоняя голову перед великими тайнами Вселенной.
__________ 1 – По месту рождения, хотя чаще признаётся австрийским. 2 – Как в случае с калейдоскопом «Код неизвестен: незавершённые рассказы о нескольких путешествиях» /2000/ или – с загадочной драмой с элементами триллера «Скрытое» /2005/. 3 – В соответствии со смелыми поздними гипотезами профессора.
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
Фильм настолько странный и непонятный, что не оставляет никаких мыслей после себя - уж слишком все неопределенно. Пока смотришь, очень увлекает, завораживает, но заканчивается ничем. Развязки нет. Все осталось таким же непонятным и неразрешенным. Думать потом оказалось не о чем. Обсуждать нечего. Информации просто недостаточно. Набор жестоких, страшных событий обрывается в произвольный момент. Просто так. Выходишь из кинозала - и... ничего. Ни одной мысли, ни одной идеи. Ну кроме может: "О чем это было? Какой был смысл в том что только что видел? " И отвечаешь сам себе: "Никакого. "
|
конец возможно не понятный. да. я тоже в этом уверена. а вот мой друг психолог утверждает что это фильм о том как жестокость взрослых воспитывает в детях нацизм. так-то. и смотреть действительно захватывающе. особенно на языке оригинала. ставлю 7.
|
| | |