|
| | |
всего сделано правок - 57, последняя: 2023.01.05
| | | Праздничный день
Первый показ | | 1949.05.04 (Франция) |
Средний балл | | нужно больше оценок |
Проголосовало | | 6 чел. | | |
|
Место в рейтинге | | фильм ещё не попал в рейтинг |
|
Ничто не предвещало беды в обычный солнечный день, ставший праздничным для жителей деревушки где-то во Франции… Её, беды, собственно, и не произошло, если не принять за таковую демонстрацию публицистического фильма, превозносящего достижения современной американской почты. Это настолько вывело из себя почтальона по имени Франсуа (Жак Тати), что тихий, устоявшийся мирок его односельчан преобразился в одночасье! | © Евгений Нефёдов, World Art |
© Евгений Нефёдов, 2009.10.30 | Авторская оценка: 8/10 |
Именно с этого фильма началась слава Жака Тати, вскоре получившего признание далеко за пределами Родины в качестве едва ли не единственного подлинного наследника традиций Чарли Чаплина1. А между тем «Праздничный день», как, впрочем, и многие полнометражные картины кумиров «немой комической», был основан на ранней короткометражке «Школа почтальонов» /1947/, где актёр, сценарист и режиссёр предстал в облачении провинциального служащего почты Франции. Более того, автором частично повторены (точнее, сделаны достоянием широких слоёв зрителей) гэги, хотя лента всё равно являет собой редкий пример насыщенности забавными и невероятно сложными акробатическими номерами, демонстрируемыми артистом с подчёркнуто невозмутимым выражением лица…
Итак, самая что ни есть «глубинка» страны, показанная с удивительной любовью и нежностью, которая вместе с тем не исключает иронических наблюдений над местными нравами – да и над обладателями конкретных характеров, тем более что в съёмках, как сказано в титрах, приняли участие жители небольшой деревни. Комментарии со стороны старой мудрой женщины, смотрящей на бытование односельчан с высоты прожитой жизни, сообщают событиям (если слово не прозвучит в данном контексте чересчур торжественно) особую теплоту, невыразимую словами. И даже шутки завсегдатаев местного питейного заведения, помнящих о тайной страсти наивного Франсуа к горячительным напиткам и с готовностью его спаивающих, к счастью, не отдают злопыхательством. Всеобщее подзадоривание почтальона, уязвлённого в самое сердце успехами конкурентов из-за океана («Американцы!.. Американцы!.. Фуф!..»), становится причиной невообразимого марафона – по пересечённой местности и на велосипеде, с доставкой корреспонденции на огромной скорости прямо к обеденному столу или к месту работы, в поле, к комбайну. …праздничный день, конечно, рано или поздно закончится, всё вернётся на круги своя, к тихому размеренному существованию, но память о ярком инциденте будет будоражить воображение и служить поводом для пересуд ещё долго.
Картина может послужить замечательным развлечением, а точнее, отдохновением от повседневных забот, в силу яркости сатирических зарисовок – небесполезным и для ума. Однако здесь важнее то незабываемое, точно переданное чувство отдушины и беспредельной, как бы беспричинной радости, овладевшей сознанием народа по завершении беспощадной войны, после освобождения из-под ига позорной оккупации. «Праздничный день» приобретает одновременно хроникальное и символическое звучание, особенно если учесть, что причиной своеобразной бури в стакане воды послужило упоминание о достижениях нации, которой в обескровленном мировой бойней мире2 суждено занять доминирующее положение. В данном отношении Тати не изменит себе и в будущем, когда на смену деревенскому почтальону со знаменательным именем Франсуа (можно сказать, сама Франция) придёт нескладный горожанин месье Юло.
__________ 1 – По ёмкой характеристике Ромила Соболева, из книги «Голливуд. 1960-е». 2 – Во всяком случае – в его западной части.
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
| | |