|
| | |
всего сделано правок - 42, последняя: 2023.01.15
| | | Харви
Первый показ | | 1950.10.13 (США) |
Средний балл | | нужно больше оценок |
Проголосовало | | 3 чел. | | |
|
Место в рейтинге | | фильм ещё не попал в рейтинг |
|
Элвин П. Дауд (Джеймс Стюарт) был бы обычным обеспеченным джентльменом средних лет, если б не проводил большую часть времени в барах и, главное, не убеждал каждого встречного, что у него есть невидимый друг — говорящий шестифутовый кролик по имени Харви. Особенно подобное поведение смущает его старшую сестру Вету Луис Симмонс (Джозефин Халл) и молодую незамужнюю племянницу Мартл Мэй (Виктория Хорн), однажды решающих отправить Элвина на лечение в психиатрическую клинику. | © Евгений Нефёдов, World Art |
© Евгений Нефёдов, 2009.10.24 | Авторская оценка: 8/10 |
В так называемую «золотую эру» Голливуда, охватывающую период с 1930-х по середину 50-х годов, увидело свет, разумеется, множество замечательных фильмов, по-прежнему остающихся превосходными образчиками разных жанров. И всё-таки подлинных шедевров, как и в любую другую эпоху, появилось несравненно меньше. К числу таковых, особенно в представлении самих американцев, относится и эта картина сорокапятилетнего Генри Костера – возможно, лучшая в творчестве немецкого режиссёра, перебравшегося за океан ещё в канун Второй мировой войны и сделавшего на «фабрике грёз» отличную карьеру. И дело, несомненно, не только в замечательной пьесе Мэри Чейз, выдержавшей, начиная со дня премьеры, 1-го ноября 1944-го, 1775 представлений и отмеченной престижной Пулицеровской премией1. Тем удивительнее, что «Харви» сравнительно плохо знают в мире2, гораздо хуже, чем, скажем, другую блистательную кинофантазию, ещё один бенефис Джеймса Стюарта, – капровскую «Эту прекрасную жизнь» /1946/, также лучащуюся добротой и любовью к людям.
Да, именно так! Это позже кинематографисты, следуя веяниям времени, стали стыдиться открыто демонстрировать приверженность гуманистическим идеалам. Чейз и Костер, уходя от компромисса и ограничиваясь лишь намётками типичной «комедии положений», словно заранее отвечают возможным оппонентам, наделяя сердечного, неописуемо (на грани патологии!) душевного ко всем встречным Элвина ещё и пристрастием к спиртному. Диагноз из серии «галлюцинации третьей степени, обусловленные хроническим алкоголизмом и забытой травмой, полученной в раннем детстве», напрашивается сам собой – и отдельные «кандидаты в доктора» (почти по Владимиру Высоцкому!) даже успевают его поставить. Не исключено, что авторы сознательно намекали на рассуждения Карла Густава Юнга, вспоминавшего в одной из работ о том3, как такого-то дядюшку всю жизнь считали «большим оригиналом», в то время как у него, как профессору стало очевидно позже, наличествовали все признаки паранойи. Реальность всё-таки не укладывается в готовые схемы, в том числе такие смелые и наукообразные, как фрейдовский психоанализ, подвергающийся ехидному высмеиванию. И уже престарелый доктор Чамли готов, к собственному смущению, спешно откреститься от позитивистских воззрений, на деле признав, что в древних кельтских легендах вполне могла крыться истина и что таинственный пука – всего лишь навестил людей в середине XX столетия. Особенно подкупает удивительный, подлинно чаплинский финальный аккорд!
__________ 1 – О чём, кстати, уведомляет даже рекламный слоган: «Замечательная пьеса, лауреат Пулицеровской премии,…стала одним из величайших кинофильмов своего времени!» 2 – За исключением разве что Германии, где коллеги-соотечественники постановщика дважды, в 1970-м и 1985-м, осуществляли собственные экранизации. 3 – У нас опубликована, если не ошибаюсь, в сборнике «Архетип и символ».
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
| | |