|
| | |
всего сделано правок - 88, последняя: 2023.01.03
| | | Пророк
Названия | | A Prophet / Il profeta |
Первый показ | | 2009.05.16 (Франция) |
В России | | 2009.10.08 (прокат Вольга) |
Проголосовало | | 23 чел. | |  |
|
|
Молодого араба Малика Эль Джебена (Тахар Рахим) по достижении совершеннолетия переводят в обычную тюрьму. Там его сразу же берёт в оборот влиятельная группировка корсиканцев, принудив умертвить неугодного свидетеля по имени Рейеб (Хечем Якуби). Постепенно Эль Джебена становится главным доверенным лицом влиятельного преступника Сезара Лучани (Нильс Ареструп), но чем больше проходит времени, тем меньше парня устраивает роль на втором плане, и Малик начинает собственное дело. | © Евгений Нефёдов, World Art |
© Евгений Нефёдов, 2009.10.06 | Авторская оценка: 6/10 |
Ныне Жак Одиар, наверное, уже более известен, чем его отец Мишель – чрезвычайно плодовитый сценарист, режиссёр и актёр, причастный к появлению великого множества знаменитых фильмов самых разных жанров: от любимой кинокомедии до детектива. Жак, напротив, упорно предпочитает криминальные драмы, раз за разом повествуя в нервозной, взвинченной манере о судьбах соотечественников, по разным причинам выброшенных на обочину большой жизни. Название его дебютной постановки «Посмотри, как падают люди» оказалось в некотором смысле знаменательным, именно что пророческим, ёмко характеризуя лейтмотив всего творчества кинематографиста, которому весной исполнилось пятьдесят семь лет. Суть остаётся неизменной даже тогда, когда речь идёт о вполне обеспеченном молодом бизнесмене, вдруг открывающем для себя удивительный мир музыки1. Или же, как в данном случае, скрупулёзно прослеживается восхождение по социальной лестнице и становление незаурядной личности – вопреки всем и всему.
В этом нет ничего плохого – напротив, многим мастерам французского экрана (допустим, Анри-Жоржу Клузо, Жану-Пьеру Мельвилю, в начале карьеры – Алену Корно) подобная тактика принесла признание. Однако в случае с Одиаром-младшим сложно не отметить опасности самоповтора, проистекающей в первую очередь из однообразной, мало эволюционирующей стилистики. Последовательное, постоянно акцентируемое использование квазигодаровского2 эффекта «жизни врасплох» подчас кажется однообразным, а на сей раз местами – ещё и вступает в противоречие с заявленной эстетикой киноромана. Ведь авторы не просто фиксируют основные факты биографии Малика на протяжении шести лет, что тот вынужден отбывать за решёткой. Разбивка повествования на главы подчёркивает: номинально второплановые персонажи ничуть не менее важны, позволяя (и тем самым – вполне отвечая заветам Стендаля) запечатлеть портрет всего общества, каким оно сложилось в начале XXI столетия. Наблюдения Жака Одиара точны и бескомпромиссны, раскрывая всю остроту, допустим, тщательно замалчиваемой проблемы корсиканских сепаратистов. И он искренне стремится донести до зрителя некое предчувствие – о преддверии своеобразной вехи в новейшей Истории. Малик получил громкое прозвище за неожиданно открывшийся дар предвидения событий, и его уход в лагерь мусульман не отдаёт лишь холодным расчётом: «Ты получишь нечто большее: уважение». Пока участь Эль Джебена, по-видимому, окажется сродни судьбе именно стендалевского Жюльена Сореля. Но кто знает: не уготовано ли ему стать если и не великим пророком3, то – провозвестником грядущих перемен?
__________ 1 – В, пожалуй, лучшей работе режиссёра-сценариста «Моё сердце биться перестало» /2005/, где преуспевание героя Ромена Дюри зависело от успехов в неких полулегальных делах. 2 – Позволю себе такую характеристику, поскольку признанным киноавангардистом приём задействовался куда шире и для создания, как правило, совсем иной атмосферы. 3 – Тем более что в названии фигурирует неопределённый артикль «un».
1. Старайтесь писать развёрнутые отзывы.
2. Отзыв не может быть ответом другому пользователю или обсуждением другого отзыва.
3. Чтобы общаться между собой, используйте ссылку «ответить».
|
| | |